Два дня, одна ночь (Deux jours, une nuit)
Режиссер Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В ролях: Марион Котийяр, Фабрицио Ронджоне, Катрин Сале, Батисте Сорнен, Пили Груан, Саймон Кодри, Лара Персейн, Ален Элуа
Молодая женщина, Сандра, после нервного срыва и продолжительной депрессии, выйдя после отпуска по болезни на работу, сталкивается с неприятным фактом ее возможного увольнения. За время ее отсутствия выяснилось, что с поставленными на производстве задачами справляются 16 оставшихся сотрудников, и ее участие не является необходимым. Перед ее коллегами ставят непростой выбор: проголосовать или за то, чтобы Сандра осталась на работе или за годовую премию, которую им выплатят только в том случае, если ее уволят. Первое проведенное голосование показывает реальность современного мира: несмотря на то, что все знают, что Сандре нужна работа, коллеги (кроме двух сотрудников) выбирают деньги.
Совершенно сломленная этой новостью, женщина опускает руки. Все еще находящаяся во власти антидепрессантов, она теряет полный контроль над ситуацией: в течении дня она задергивает занавески и ложится спать, лишенная сил не то, чтобы бороться, но даже просто двигаться. У Сандры двое маленьких детей, которых нужно растить, а также им с мужем надо выплачивать ипотеку: только эти обстоятельства заставляют ее начать двигаться. Но, вообще-то, даже их недостаточно: это может произойти только с помощью супруга, Маню, на протяжении всего фильма демонстрирующего удивительно адекватную поддержку своей жены, находя правильные слова и убеждая ее попробовать побороться за свое место. Увидеть в Сандре хоть какие то проявления жизни другому человеку, кроме него, практически нереально: настолько она апатична, вяла и безжизненна.
Маню же с помощью одному ему известных способов влияния на свою жену, все таки удается убедить ее поговорить в этот weekend, предшествующий второму голосованию, со своими коллегами и показать им, насколько ей важно сохранить свое рабочее место. Совершенно раздавленная, зависимая от таблеток, постоянно на грани очередного нервного срыва, со слезами, готовыми вылиться в любой момент, Сандра тем не менее следует за настойчивостью мужа и начинает объезжать своих коллег.
В сущности весь фильм построен на череде новых встреч — с каждым из сослуживцев Сандра будет говорить лично, лицом к лицу сталкиваясь с внутренним миром человека, стоящего напротив него. И каждая эта встреча создает невероятное напряжение: кажется, что даже самый экшн фильм, напичканный спецэффектами, не может создать такой насыщенности. Зрителею буквально невозможно оторваться от экрана: он перемещается с героиней из одного дома в другой, а оттуда в следующий, каждый раз напрягаясь вместе с ней перед новой встречей и ожидая удара.
Марион Котийяр, играющая главную роль, здесь невероятно прекрасна: вместе с ней вы проживаете страх отказа, чувствуете себя попрошайкой и нищенкой, пытающейся убедить коллег в необходимости ее присутствия на работе, сжимаетесь когда ее отсылают подальше, и радуетесь, если кто-то соглашается проголосовать за нее. Она настолько гармонична в этой роли, что нелегко поверить, что это просто игра: с каждой сменой ее мимики, жестов вы проживаете новую волну эмоций и чувств.
Даже сложно представить, как это — ходить по домам людей, не желающих вас видеть и смотреть вам в глаза. В сущности, никому из коллег не хочется признавать, что деньги им важнее, чем человеческое участие. Сандра буквально проходит через круги ада, каждый раз находя в себе силы двинуться к следующему сотруднику после полученного ею отказа. И здесь невозможно осуждать: каждый из этих людей показывает насколько непросто ему живется, как важно ему получить обещанный в случае ее увольнения бонус, и как весомы причины, из-за которых он не может от него отказаться. У одного есть дети, которым надо оплачивать обучение, у второго — он единственный кормилец в семье, у третьей — развод с мужем и новая квартира, которую нужно обставлять, у четвертого — страх не продления контракта, у пятой — висящие на волоске отношения с мужем.
Тут и правда сложно давать оценки — видно, что этим людям действительно непросто. Даже не верится, что за премию в 1000 евро можно проголосовать за то, чтобы исключить человека из коллектива. В конце же концов, даже это неприятное признание абсолютной ценности денег перестает быть главным. Проживая с героиней каждый новый виток переживаний, вы вместе с ней учитесь главному — в жизни можно встретиться с разными чувствами, с различными людьми, с многими сложностями — дело здесь не в том, насколько вы сможете получить желаемое, но главное здесь — научиться выживать и принимать лицом к лицу происходящие с вами события, с открытыми глазами сталкиваясь с реальностью жизни. Пока вы сбегаете от жизни, уходя в таблетки или страдания, жизнь также убегает от вас, забирая у вас работу, партнера или здоровье. Но, найдя в себе смелость столкнуться с ней напрямую, принять ее вызов, перестать бояться жить, перейти из состояния жертвы в понимание того, что вы можете изменить ситуацию, вы кардинально меняете качество вашего существования.
В сущности, вы вдруг ощущаете себя живыми. И действительно, в конце концов неважно — добиваетесь ли вы этой работы или нет, главное, что вы живете. И именно этим ценен европейский кинематогроф — никакой приторности, сладости и вымученного хэппи-энда… и при этом удивительно светлое и хорошее ощущение, остающееся у вас после просмотра этой киноленты.
Оставьте свой комментарий об этом фильме