Голубой жасмин (Blue Jasmine)
США 2013
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Кейт Бланшетт, Алек Болдуин, Луис Си Кей, Бобби Каннавале, Эндрю Дайс Клей, Салли Хокинс, Питер Сарсгаард, Майкл Сталбарг, Энни МакНамара, Олден Эренрайк, Макс Каселла, Чарли Таан, Тэмми Бланчард, Ричард Конти.
Прекраснейший фильм. Насколько я раньше прохладно относилась к фильмам Вуди Аллена, настолько же сейчас я их люблю. Легкая камера, красивые актеры, и за ними всегда жизнь, жизнь, какая она есть. Бланшет великолепна. Это талантливейшая актриса, а здесь она в 100 000 раз прекраснее. Фильм – обязателен к просмотру.
Итак, в чем же сюжет? Героиня Кейт Бланшетт, Жасмин, переезжает в Сан-Франциско к своей сестре (они обе удочерены) из шикарной квартиры в Нью-Йорке, где она жила вместе с мужем-мультимиллиардером. Все закончилось в тот день, когда мужа арестовали за бизнес махинации. Тогда у них забрали все, мужа посадили в тюрьму, где он повесился, сын (пасынок) ушел, а Жасмин, потеряв все, в том числе и часть психического здоровья, решила перебраться к сестре, чтобы восстановиться и начать новую жизнь. Что особенно мне здесь понравилось: непонятно кому Аллен сочувствует больше – бывшей миллионерше, отказавшейся от всего, чтобы быть с любимым мужем, совершенно забывшей, что такое жизнь без огромных средств, или ее сестре, которая живет в захудалом квартале Сан-Франциско, и постоянно выбирает себе мужчин, которые ни к чему не стремятся и ничего не хотят, кроме хорошего секса и выпивки. Мужу Жасмин, который погряз в финансовых махинациях и в любовных связях на стороне, или мужьям сестры, пределом мечтаний которых является создать строительную компанию. Каждому в этом фильме можно посочувствовать – и Жасмин, и сестре, и мужу, и бойфренду, и детям сестер… Но не из-за того, что у кого-то из них жизнь сложнее или проще, что у кого-то есть деньги, а у кого-то их нет – в конце концов, каждый из нас в какой то момент жизни проживает в жизни большее или меньшее наличие материальных средств, и даже не наличие или отсутствие мужчины или женщины рядом – этот фактор тоже может меняться, а то, что мы болтаемся от берега жизни к берегу смерти без всякого на это понимания – вроде занесло в богатую гавань, и вот приятная жизнь, что еще нужно, кажется, что так будет всю оставшуюся жизнь, зачем думать-то? Или занесло нас в бедный квартал, и здесь мы также не задаем себе вопросов, почему мы тут оказались, что такое происходит с нами, может нам пора выбраться отсюда?
Нет, ни в первом случае, потому что и так слишком хорошо – зачем думать, и нет и во втором – просто от нехватки лишних серых клеток. Нигде человек не хочет задумываться: с одной стороны богатая сестра, с другой – бедная. Богатой стоит задуматься, если рядом со мной такая бедная сестра, то, наверное, это где-то совсем рядом ведь со мной, наверное, это тоже я, если это есть в моей жизни. Необязательно ждать, чтобы стукнуло вот так сильно по голове, когда заберут все. А бедной сестре можно подумать – если она рядом, так рядом, ведь значит и мне это тоже под силу. Может быть надо немного постараться. Если мне так хочется этого, но этого нет, то, наверное, дело не только в том, что ее муж – полное дерьмо и обворовывает других, но есть и твоя ответственность в том, что ты сидишь на заднице и ничего не делаешь…
Все как в каком то тумане: одна надеется, что сможет все забыть и полностью начать новую жизнь, а вторая, в конце то концов, думает о том же самом! И она не против бы завязать роман с богатым и галантным, только их нет рядом с ним. И только поэтому она с Чили, а не с другим. А Жасмин хочет всегда большего в жизни, поэтому ей посложнее быть удовлетворенной. Но в конце концов, каждая из них стремится к одному и тому же – найти мужчину, и тогда все будет по-другому. И нет ничего плохого или хорошего в богатом или небогатом муже, просто опять весть фокус внимания на ком-то другом. Опять счастье зависит от кого-то. И ведь удивляешься – ты же уже здесь была, ты была уже замужем, то ведь уже один раз потеряла себя, неужели ты ничему не научилась, кроме того, что надо быть более осмотрительной? Ты сейчас полностью потеряна, ты говоришь сама с собой когда никого рядом нет, ты вся в воспоминаниях, в предательствах, в изменах… Ты жалеешь о том, что не закончила колледж, что не училась… Ты вообще не можешь найти себя – кто ты без своего мужа? Представляешь ли ты кем-то себя кроме «жены» своего мужа? Ты судорожно пытаешься вспомнить кто ты и роешься в памяти – и она тебе услужливо подкидывает воспоминания, когда ты была «счастлива» — вот ты с богатыми друзьями в магазинах, вот у тебя новый дорогущий браслет, вот новая квартира, вот коллекция роскошных машин… И тогда ты делаешь совершенно неправильный вывод, что именно этим ты и являешься, что тебе надо искать себя там.
Но это значит, что ты опять ничего не поняла – проблема была не в том, что ты мало контролировала ситуацию, а что ты ничего не видела. Ты жила в маленьком мире, в котором так удобно было ничего не видеть. И поверь, этот мир не зависит от количества денег, может быть с деньгами просто он покомфортнее и все. Те, у которых нет денег, тоже обычно живут в удобном мире – очень удобно полагать, что если бы не было этих богатых, которые воруют деньги, то эти деньги были бы у меня. Никто не видит общей картины, начиная каждый раз все снова и снова и просто проигрывая новые роли. И каждый раз теряя себя в этих новых бесконечных отношениях. До тех пор пока ты не сможешь вынырнуть отсюда и сказать себе: « Я ведь уже все это видел много раз! Достаточно бегать по одному и тому же кругу! Я хочу выйти отсюда». И только в этот момент ваш фильм про богатство, бедность и отношения может пойти другим сценарием. Может быть, внешне кому-то и будет казаться, что это похоже на что-то, но ты будешь знать, что что-то изменилось, потому что здесь появился ты, тот, который наблюдает, который осмысливает и осознает. И именно в этом и будет заключаться трансформация. Иначе, ты так и будешь бегать по кругу как лошадь от старта к финишу, потом подготовка к новому забегу, и опять по новой. И каждый раз ты все дальше будешь бежать от себя, не замечая, что вся твоя жизнь ограничена одним и тем же ипподромом. Но еще раз повторяю, в тот момент, когда ты увидишь всю картину целиком – ты, бегущий по полю, всадник на тебе, люди, продающие билеты на шоу, зрители, болеющие, выигрывающие, проигрывающие… В этот момент, ты сможешь выйти отсюда… Для этого и нужны нам такие фильмы, как «Голубой Жасмин», чтобы перестать бегать по кругу, чтобы увидеть как легко потерять себя и как сложно собрать себя снова.