Интерстеллар (Interstellar)
США, 2014
Режиссер Кристофер Нолан
В главных ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Уэс Бентли, Тофер Грейс, Майкл Кейн, Кейси Аффлек, Маккензи Фой, Джон Литгоу, Эллен Бёрстин
Вероятно, большая часть населения уже посмотрела этот фильм, поэтому целью данного обзора не является представить новинку кинематографа. Задача заключается в том, чтобы c помощью картины Интерстеллар показать процесс развития человека, наше движение в будущее к своим идеям и попытках донести их до окружающих.
Итак, на Земле 2067 год. Купер, бывший пилот НАСА и отец двоих детей, занимается фермерством в американской глубинке, страдая от все более учащающихся песчаных бурь и неурожая. Его дочь Мерф заявляет, что постоянно видит ночью призрака, что, естественно, вызывает недоверие окружающих. Более того, она утверждает, что тот пытается ей что-то сказать, для чего скидывает книги из книжного шкафа в определенном порядке.
Далее, как это обычно бывает в такого типа фильмах, Купер едет спасать мир от надвигающейся катастрофы и неуклонно приближающегося вымирания, при этом оставив свою любимую дочь, которая изо всех сил старается не дать ему уйти. Здесь я перемотала бы большую часть фильма, которая, на мой взгляд, практически не имеет важности, включив бы его снова в тот момент, когда Купер вдруг падает в так называемую «черную дыру» в мироздании, попадая в трехмерный куб и обнаруживая себя с другой стороны книжного шкафа, находящегося в комнате его дочери. Он вдруг оказывается в прошлом, где когда-то уже был, видит свою маленькую дочь, сидящую на кровати, и понимает, что сделал огромную ошибку, решив уйти из дома. В этот момент он понимает, что должен передать дочери очень важную информацию, которую он почерпнул, путешествуя в безвременной галактике, информацию из будущего, без которой человечество не сможет выжить. Размышляя как именно он может это сделать, он придумывает скидывать книги с книжных полок в определенном ритме, чтобы та начала отслеживать определенную закономерность в этом движении. Мерф действительно ее замечает, догадываясь, что это язык азбуки Морзе и начинает записывать то, что передает ей Купер.
Таким образом, Купер понимает, что он и является тем «призраком», который являлся его дочери много лет назад. И эта метафора невероятно четко передает как работает наша связь с будущим. Дело в том, что у каждого из нас есть возможность соединиться с ним. Однако, наш ум настолько управляет нами, что зрение вперед очень ограничено. Для того, чтобы действительно соединиться с будущим, а не с человескими представлениями о нем, необходимо совершенно не зависеть ни от каких планов, не иметь целей, полностью доверяться жизни (существованию/Богу), и быть свободным от игр эго, пытающегося выстроить это будущее. Поэтому появляются редкие учителя, люди, мышление которых настолько непонятно, необычно и неудобно для большей части человечества, что их обычно пытаются отправить на костер или на крест. Они говорят о вещах, которые просто невозможны для современного сознания. В этих людях есть много грациозности, много спокойной мудрости, они просто передают то, что видят как настоящее.
Зашоренному взгляду сложно увидеть это будущее. Слишком непривычно и непонятно о чем идет речь, а значит, автоматически, умом это воспринимается как угроза его существованию. Эго человека пытается к истинному видению добавить свои вымышленные картинки, и совершенно не хочет видеть реальность.
Так и в этом фильме: Купер олицетворяет собственное будущее, знание, которое пока недоступно землянам из-за этой зашоренности взгляда. На самом деле, совсем необязательно лететь в разные галактики, чтобы добраться до этого знания. Но люди не верят, что сокровище может быть спрятано в них самих: нам нужно сесть на космический корабль и уехать искать его как можно дальше. Измучившись, настрадавшись, сделав огромное количество ошибок, мы вдруг понимаем, что клад-то был совсем рядом. Как в «Алхимике» Паоло Коэльи мы пересекаем пустыни, чтобы в конце концов вернуться домой и найти его там.
Вот и Купер уезжает очень далеко от своего дома, бросая собственных детей, в попытках спасти человечество. По-другому он не сумеет: в то время, когда его дочь еще маленькая и видит призрака, его сознание еще очень незрело, и он не может воспринять ту информацию, которая приходит к ним. Дети в этом плане намного более восприимчивы, потому что открыты и не имеют так много жестких представлений, как взрослые. Именно поэтому дети часто чувствуют и видят вещи, которые не видят их родители. Однако те, вследствие «шор» на своих глазах, высмеивают и не верят «глупостям», которые говорят их отпрыски. В конце концов и те становятся «нормальными» бесчувственными людьми, влившись в больное человеческое общество.
Купер может и не уезжать так далеко (хотя, понятно, что если он не уедет, то не будет драмы и на фильм никто не пойдет)). В сущности он может остаться дома и погрузиться в себя. Но тогда наше самовлюбленное эго будет неудовлетворено: как это — никаких сверхмиссий и спасений человечества, а простое наблюдение и обычная жизнь как у других? А как же предназначение? К тому же не получится боевика, супер экшна, накала страстей и всякой остальной ерунды, сопутствующей хорошему блокбастеру. Поэтому настоящего учителя сложно увидеть: куда приятнее пойти за человеком, который скажет, что спасет мир и для этого ему нужны будут добровольцы, готовые пожертвовать своей жизнью в красивых белых скафандрах, в космическом корабле, чем довериться кому-то, говорящему вам, что нужно просто жить и работать над собой. Это, без сомнения, очень скучно. Вам нужно геройство. Только тогда эго сможет увидеть настоящий подвиг, настоящий поступок. А медитация — что за ерунда, сидишь как дурак в одной позе, и никаких тебе космических кораблей. И никто не увидит, как ты мир спасаешь в этот момент!))
Но вернемся к фильму. Чтобы спасти мир, Купер пробирается в будущее, минуя много лет земной жизни, и теперь ему надо очень быстро вернуться обратно, чтобы донести полученную там информацию до живущих сегодня людей. Посмотрите как это важно: в сущности, много лет назад, когда еще его дочь была маленькой, он уже владел этим знанием (ведь он и есть этот призрак, скидывающий книги из шкафа). У него оно уже было, но он просто не осознавал, что это был он. Это очень важно: у каждого из нас есть возможность открыть в себе это будущее, у каждого. Но Купер не может сейчас это увидеть, ему нужно сделать квантовый скачок в сознании, чтобы приблизиться к нему. Поэтому есть эта история с перелетами по галактике и добыче информации.
И теперь второй важный момент фильма. Купер обладает нужной информацией, он уже знает, как сделать так, чтобы человечество не уничтожило само себя. Но что теперь ему с ней делать? Ведь нет никого, кто могу бы его услышать! Да, он знает как спасти мир, но ведь никто не поверит ему, к тому же каким способом донести это до людей? Эта информация слишком непонятна, слишком нова, поэтому нужно найти зашифрованный способ, и для Купера это становится скидывание книг в ритме азбуки Морзе. Вот вторая большая проблема человечества: даже если кто-то показывает как можно выбраться из болезней, несчастья и страдания, никто его не слышит. Вы можете кидать книги с книжной полки сколько хотите, создавать много шума, чтобы привлечь внимание, но люди будут проходить мимо, глухие и слепые, полностью закрывшиеся от всего. Поэтому, помимо того, чтобы знать будущее, эту нужную для всех информацию, вам еще необходимо очень открытое доверяющее восприимчивое сердце, способное слышать непонятное для многих знание. Для Купера этим сердцем становится его собственная дочь, любящая, тонко чувствующая девочка. Именно ей становится возможным передать информацию из будущего, а уже она передает ее в современных терминах остальным людям.
Таким образом, Интерстеллар — это фильм про будущее, про возможность видеть его, про открытость и честность. Это фильм про доверие самому себе, когда вы продолжаете идти за собой, даже если все говорят, что то, что вы видите и думаете, является просто призраком. Фильм про любящее сердце и про отсутствие страха перед неизвестным. Картина, показывающая и соединяющая вас в настоящем, прошлом и будущим, позволяющая вам увидеть себя во всех ипостасях сразу и таким образом понять, как сильно вы заблуждаетесь по поводу того, кем вы являетесь на самом деле.
Так что, фильм стоит посмотреть, особенно если перемотать его добрую половину с утомительными долгими звездными перемещениями, и тогда он станет прекрасным и полезным произведением, позволяющий увидеть самих себя.
Оставьте свой комментарий об этом фильме