Лучшее предложение (La migliore offerta)
Италия, 2013
Режиссер Джузеппе Торнаторе
В главных ролях: Джеффри Раш, Джим Стёрджесс, Сильвия Хукс, Дональд Сазерленд, Филип Джексон.
Управляющий крупного акционерного дома живет один на своей огромной красивой вилле, один празднует свой день рождения, один обедает и ужинает, более того, имеет определенную манию – ему неприятно дотрагиваться до людей, поэтому он ходит постоянно в перчатках, для которых у него выделен отдельный большой шкаф.
За шкафом, под несколькими кодовыми замками, находится его «святая святых» — коллекция картин, которую он собирал всю свою жизнь, имеющую невероятную ценность. Время от времени он приходит в этот тайник, ставит стул посередине комнаты и наслаждается своим сокровищем. Будучи невероятно одиноким, он очевидно не осознает этого, и глубоко укоренился в мнении, что ему и так хорошо. У него вообще никогда не было отношений с женщинами – только деловые.
И именно такому человеку однажды звонит незнакомка и срывающимся голосом говорит, что живет в доме своих родителей, которые умерли год назад, и что хочет продать все существующие предметы искусства, включая мебель, находящуюся в доме. Для этого она приглашает именно Вергилия Олдмана (богатого аукционщика), чтобы тот лично занялся оценкой ее имущества. Несмотря на то, что Вергилий уже много лет сам не занимается оценкой, а делегирует это своим помощникам, он поддается мольбам молодой женщины и начинает работу.
Интересно наблюдать, как постепенно Вергилия вытаскивают из его раковины: здесь прекрасно показывается, как мы предохраняем свое сердце за счет того, что ограничиваем или полностью закрываем ему общение с другими людьми, как выстраиваем жесткие заборы и обносим себя колючей проволокой, чтобы никто не мог пробраться внутрь, и как сложно нас оттуда вытаскивать и вытягивать. Мы долго строим защиты, никого не пускаем к себе ближе, а внутри на самом деле страдаем от глубокого предательства.
Таков механизм жизни – внутри у нас находится какая-то травма, какая-то проблема, рана, которая не была залечена. Например, если у вас внутри живет травма предательства, если вас глубоко предали (скорее всего, это был очень близкий для вас человек), и вы не поняли, что произошло, не вынесли нужный опыт из этого, а сделали определенные выводы — что людей надо ненавидеть, или мстить, или не доверять им…. Рана действительно была нанесена, но не была вылечена: вы просто ее прикрыли, чтобы никто не видел. Иногда рана уходит очень глубоко, и никто не хочет на нее смотреть, или она правда так глубоко, что до нее сложно добраться. Иногда даже вся ваша семья может прятать эти раны. Но однажды контроль где-то дает щель, где-то его пробивает, и в этот момент кто-то появляется и наносит тебе удар.
Конечно же, люди склонны считать, что это что-то новое: не было бы этого человека, то не было бы и больно… Но ведь вы знаете, что если рана не была когда-то залечена, то воспалительный процесс продолжает идти, и это просто дело времени: однажды болезнь придется признать и вылечить. Здесь именно такой случай – сколько бы человек не прятал свою проблему, кто-то проберется туда, и тогда, особенно если нет солидного базиса наблюдения и новых знаний, которые могут помочь по-другому посмотреть на происходящее, удар будет очень сильным, даже не удар, а уже состояние шока, из которого будет очень сложно выбраться. И важна такая вещь: чем больше вы контролируете и пытаетесь закрыть проблему, тем больнее будет столкновение с реальностью.
Как и произошло в этом фильме. Виргилий, который так хорошо все закрыл и защитил – ни капли любви в его жизни, только деньги, дела и картины, ничего живого… он так хотел защитить свое сердце, убеждая себя, что любить можно только деньги и искусство, что когда появилась реальная женщина, он просто сломался, сдался, почувствовав, какой может быть жизнь, когда мы любим…
Такой фильм может много принести вам, показать, насколько вы стали изворотливы, чтобы скрыть от самого себя правду, которая живет вас. Если вы ни с кем не хотите общаться, если ваши двери закрыты от людей, от живого, то вам стоит посмотреть поглубже, что прячется за этим нежеланием, за этой манией спрятать все за толстые стены. И тогда, может быть, вы поймете, что вы сами притягиваете людей, которые в какой-то момент обязательно выведут вас на чистую воду, показав вам вашу реальность.