Отель Будапешт (The Grand Budapest Hotel)
США, Германия, 2014
Длительность 99 мин
Режиссёр: Уэс Андерсон
В ролях: Рэйф Файнс, Ф. Мюррэй Абрахам, Эдвард Нортон, Матье Амальрик, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Леа Сейду, Джефф Голдблюм, Джейсон Шварцман, Билл Мюррей
Действие фильма разворачивается в роскошном отеле Гран Будапешт в вымышленной восточноевропейской стране. Богатые гости приезжают сюда отдыхать, и их встречает всегда внимательный и обходительный главный консьерж Густав. Густав умеет не просто дать прекрасное гостиничное обслуживание, но также и личное участие каждому из них. Особенно его ценят богатые женщины в возрасте, к которым у него есть совсем особый подход)). В это время в отель поступает на службу под присмотр месье Густава молодой эмигрант Зеро Мустафа, и потихоньку их отношения превращаются в настоящую верную дружбу. Месье Густав и его протеже вместе проходят через множество приключений, разворачивающихся на фоне начинающей Второй Мировой Войны.
Общее впечатление о фильме – «нестандартный». Сочетание компьютерной графики и реальных людей дает удивительную смесь восприятия.
Основное, что затрагивает в этой картине – на протяжении всего фильма ты учишься тому, что можно оставаться человеком даже в самых сложных ситуациях. И здесь это показано очень непринужденно – нет привычных человеческих метаний – правильно ли так поступать или нет, опасно или не опасно, стоит ли отказаться от любимого человека ( в т.ч. друга), когда речь идет о жизни и смерти. Для месье Густава все ясно и четко, нет никаких сомнений – правильно оставаться человеком всегда и везде, в любой момент твоего существования, и такая его ясность просто завораживает.
Когда смотришь на этого управляющего консьержа большого отеля, его человечность трогает до глубины души. Очень уж мы привыкли, что когда у тебя есть власть (больше или меньше), ты теряешь сердце и, единственное, что ты теперь чувствуешь – это страх потерять возможность управлять другими людьми. Ты так начинаешь цепляться за это ощущение силы, которое есть в тебе, твое эго настолько раздувается, что ты все меньше чувствуешь, и все больше черствеешь. Потому что приходится признать, что сердце очень плохой помощник, когда речь идет о власти. Обычно люди, идущие к большой силе, закрывают свое сердце, чтобы оно не «лезло» со своими глупыми, никому не нужными и только мешающими всем чувствами.
Сердцу, любви не нужна власть. У тебя может быть много силы и благодаря ей ты можешь сделать какие-то вещи и реализовать себя, и это великолепно, но именно цели управлять другими людьми у сердца нет. Однако же, когда человек двигается к власти, он обычно предает себя и других, предает свое мировоззрение, свою честность, чтобы получить ее. Поэтому тем ценнее оказываются люди, которые дойдя до какого-то высокого социального положения, остались чувствующими.
В этом фильме мы видим именно такого человека. У месье Густава есть власть, и пусть он и не президент страны, но в его подчинении есть люди, и он обладает определенным влиянием. Его человечность и внимательность проявляется повсюду – ему одинаково дороги сотрудники, постояльцы и друзья. Я бы сказала даже, что они все его друзья, потому что он ко всем относится с сердцем. И это дает свои плоды – его сотрудники поддерживают его, коллеги помогают после побега из тюрьмы, богатая постоялица оставляет ему наследство, сын бывшего гостя гостиницы, будучи ребенком, получивший его искреннее участие, а сейчас ставший нацистом, спасает его от смерти, его любимый ученик Зеро помогает ему выйти из тюрьмы, да и вообще следует за ним во всех его приключениях, и даже заклятые уголовники проникаются к нему уважением и симпатией, видя его исключительное отношение ко всем.
Вот это и поражает в фильме. События самого фильма, действие которого происходит между двух войн, только добавляет интенсивности и комедийной драматичности. Роскошь, драки за наследство, эмигранты, ценнейшая картина, за которую борются все и все это на фоне начинающейся Второй мировой войны.
Однако же, несмотря на сложнейшую политическую обстановку, Густав, Зеро, его девушка и другие люди, окружающие их, остаются людьми. Зеро, единожды поверив Густаву, остается с ним навсегда, не отказываясь от него ни на одну минуту и следует за ним везде, куда тот его ведет, но и Густав, ведя за собой Зеро, встает на его защиту в любой момент, когда это необходимо, ни разу не предавая его. Красивая иллюстрация любящего верного сердца и сильной хары, их невероятного тандема.
На мой взгляд, это и есть главное, что мы можем увидеть в этом фильме – несмотря на то, что куда безопаснее закрыть свое сердце и жить с холодом внутри, без потрясений (а что может происходить, когда у вас сердце перестало что-либо чувствовать!), мы можем выбирать и другой вариант. Нам не надо отказываться от силы, нам нужно лишь научиться быть сильными и чувствительными одновременно и тогда начинают происходить красивейшие вещи. Этот фильм именно для того – напомнить нам, что мы — люди, и что мы можем по -другому, что просто нужно учиться рисковать, не бояться отстаивать свою правду, и тогда и мир становится для нас совершенно другим… появляются друзья, появляются силы, появляется любовь.