Поллиана (Pollyanna)
Великобритания, 2003
Режиссер Сара Хардинг
В главных ролях: Аманда Бертон, Кеннет Крэнэм, Джорджина Терри, Аден Джиллетт, Пэм Феррис, Кейт Эшфилд, Том Белл, Том Эллис, Дэвид Бамбер, Бен Торнтон
Поллианна, 11 летняя девочка, оставшаяся без родителей, переезжает в дом своей тети, Полли. «Какое нелепое имя, Поллианна!» — восклицает та, и этот возглас показывает ее отношение к племяннице. Старая дева, всю жизнь прожившая одна, совершенно не умеет общаться с людьми. Она богата, хорошо воспитана и очень чопорна. Девочка, переезжающая к ней, является, без сомнения, источником перемен и волнений, которых ей совсем не хочется.
«О, это все из-за моих веснушек — я бы хотела, чтобы у меня их не было, но папа говорит, что они как подсолнухи!» — и в этой фразе видна вся Поллианна. Полфильма можно разложить на цитаты, требующихся всем и каждому для каждодневной жизни. Когда тетя говорит о распорядке дня для девочки, та отвечает: «А когда же жить, тетя? Я понимаю, что я могу дышать, когда делаю всякие обязанности, ну хочется же еще жить!», или «Люди как раковина, сверху они ворчат, но это просто по привычке. Надо всего лишь открыть эту раковину, а там — доброта».
Эта девочка как ее веснушки — чистое сосредоточение радостного сердца. У нее находится время и терпение для каждого человека деревни. У нее нет никаких ограничений, с кем ей надо быть веселой и любящей, а с кем нет: она просто живет, радуясь и щедро делясь этой радостью с другими. И взрослые люди, имеющие семьи и состояния, но закрывшиеся в своем сердце, в своих печалях и заботах, постоянно грустные и недовольные, начинают потихоньку таять под теплыми лучами Поллианны. Она не давит, не заставляет следовать за ней, но перед ее нежностью, заботой и ни зависящей ни от чего радостью, открываются даже самые зачерствелые души.
Люди начинают заражаться безусловной любовью девочки, и с ее помощью учатся видеть сияние жизни в каждом моменте. У Поллианны есть простая игра, которой она учит всех, кто хочет жить по-другому: попробуй видеть позитивное даже в самой неприятной для тебя ситуации. И это работает: горничная Нэнси, ненавидящая понедельники, начинает им радоваться, потому что понимает, что он происходит всего один раз в неделю; болеющая и лежащая всегда в постели пожилая дама отдает себе отчет, что у нее есть преимущество, потому что не у всех есть возможность лежать много в кровати; вечно брюзжащий мистер Пендлтон, сломав одну ногу, понимает, что хорошо, что не две.
Однажды, маленькая Поллианна, заражая до этого всех своей жизнерадостностью и уча взрослых людей умению жить полной жизнью, попадает в беду. Раньше она всех наполняла радостью, а теперь нужно, чтобы все объединились, чтобы снова помочь ей обрести веру в счастье. Она слишком мала, и слишком много раздала другим, чтобы у нее остались силы самой выбраться из произошедшего несчастья. Чтобы она снова начала смеяться, жителям деревни приходится найти способы, которые могут ее обрадовать. И на пороге дома не прекращают появляться записки и цветы для больной девочки. Новые и новые посетители приходят, чтобы рассказать еще одну причину для радости. Новости очень простые: любящему сердцу нужно, чтобы другие тоже начали любить друг друга, этого для него вплоне достаточно. И только такие новости приносят ребенку.
Фильм, при достаточно простом сюжете, благодаря веснушчатой девочке с неправильным прикусом, со второй половины трогает до глубины души каждого, кто в этот момент оказался перед телевизором. Даже самые черствые глаза наполняются теплотой, наблюдая за Поллианной, за этим чистым выражением любви. Смотря на нее, можно увидеть как действует энергия сердца в нас: желание сделать всех радостными и счастливыми, бескорыстная помощь, и главное — наполнение смыслом жизни. Потому что только любовь — к чему или кому бы то ни было, придает смысл всему происходящему. Можно иметь деньги, но если им не сопутствует это чувство, они не наполняют вас радостью; можно иметь мужа или жену, но если вы не любите их, это не делает вас счастливыми; если вы работаете, не любя то, чем вы занимаетесь, это потихоньку разрушает вас.
И как это часто бывает с сердцем — слишком желая помочь всем остальным, оно забывает о себе в этом намерении. В сущности, с девочкой и случается эта трагедия, потому что она так хочет сообщить радостную новость, что не видит никого и ничего. И только после того, как она оказывается прикованной к постели, люди так четко осознают, как много она приносила в их жизнь. Это невероятное качество человечества: начать ценить что-то только тогда, когда есть вероятность потерять его навсегда. Только тогда люди вдруг просыпаются, понимая как в конце концов им необходимо только одно — чистая, ничем не обусловленная любовь. Такие примеры мы видим из столетия в столетия: начиная от Иисуса и заканчивая Ошо. Надо потерять, нужна трагедия, чтобы мы пробудились, иначе мы так и продолжаем спать как в летаргическом сне. Радующиеся люди у нас вызывают даже досаду и желание убрать их подальше: очень неудобно они нам напоминают о том, в каком аду мы все живем, к тому же выбранном нами самими. Поллианна очень хорошо показывает, что каждый из нас сам выбирает в чем жить: в радости или печали. Умение радоваться и смеяться есть в каждом человеке, и его невозможно купить ни за деньги, ни за социальный статус, на за кольцо на руке или высокий пост. Независимо ни от каких обстоятельств мы можем жить, или просто влачить существование. И выбор зависит только от вас — ничто и никто не может сделать вас счастливыми, если в один момент вы сами не скажете себе: теперь, чтобы ни случилось, я буду жить, буду любить, буду радоваться. Именно тогда все полностью, кардинально и качественно изменяется для вас.
Мари
Посмотрела этот фильм, далеко не первый, которые выкладывает с анализом Лилия, Но почему-то именного о нем захотелось оставить отзыв. Чувства меня просто переполняли во время просмотра фильма и после. Потрясающая история о девочке, учившей всех любить… Я бы сказала, что это пособие «выживанию души»! С годами кожа у человека становится «толще», если он перестает развивать свою душу….,не учится «дышать полной грудью»….любить. Неся нечто прекрасное всегда получаешь сполна за свои дела. Так и эта девочка получила «не детское» испытание от жизни, справиться с которым ей помогли те самые люди, в которых она «с чистым сердцем» вливала любовь. А эта ее игра…, что-то удивительное! Я тоже начала в нее играть и постараюсь играть по правилам!!
Спасибо Лилия за эту находку в кинематографических дебрях!