Головоломка (Inside Out)
США, 2015
Режиссер Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен
В главных ролях: Эми Полер, Дайан Лэйн, Кайл МакЛоклен, Билл Хейдер, Минди Кейлинг, Филлис Смит, Лори Алан, Льюис Блэк, Кейтлин Диас
В голове у каждого человека живут 5 главных эмоций: радость, печаль, отвращение, гнев и страх. Когда они в балансе и уважают друг друга, то человек себя чувствует удовлетворенным и довольным, но если какая-то эмоция преобладает, то в жизни начинается хаос. У 11-и летней Райли Андерсон главной эмоцией, находящейся на пульте управления, является радость. Поэтому эта девочка, всеобщая любимица, всегда смотрит на мир позитивно.
Однажды семья Райли переезжает из тихого городка Минесота в оживленный Сан-Франциско. Райли очень старается быть веселой и жизнерадостной, но ей все сложнее оставаться такой. Радость пытается продолжать быть главной в жизни девочки, но с каждым днем теряет свои позиции. В первую очередь из-за того, что появляется много Печали, грустной пухлой девочки в больших очках и теплом свитере с закрытым горлом. В отличие от легкой, практически невесомой, светящейся и полной энергии Радости, она много думает, читает, не очень-то любит двигаться и любит поспать.
Все эмоции хотят, чтобы Райли была счастлива, поэтому доверяют управление Радости. Но с переездом на новое место что-то нарушается в мире девочки и за пульт управления теперь попадают гнев, страх и отвращение. Маме, папе и Райли не очень нравятся эти эмоции, однако больше всего их пугает появление Печали. Как только у Райли поднимается это чувство, все эмоции пытаются прогнать его. Печаль не хочет никому вредить, но куда бы она случайно не прикоснулась, все окрашивается грустными красками.
Райли очень непросто — у нее другая школа, где ее не принимают одноклассницы, новый дом, в который никак не может доехать контейнер с вещами, незнакомые улицы и расстроенные родители. Она старается смотреть на мир позитивно и во всем искать что-то хорошее, но все меньше находит причин, чтобы быть счастливой. Самое ужасное происходит, когда Печаль случайно дотрагивается до базовых эмоций, на которых стоят основы основ девочки — внутренняя стабильность и хорошее настроение.
Радость и Печаль отправляются в путешествие за утраченными базовыми эмоциями. Но чем дальше они идут, чем сложнее им становится: девочка отрицает все точки опоры — дружбы, безопасности, семьи. Радость несет в рюкзачке базовые эмоции, внимательно следя за тем, чтобы Печаль не прикасалась к ним. В какой-то момент Радость делает выбор оставить Печаль и вернуться одна домой к девочке, думая, что так будет лучше. Но это у нее не получается: оторвавшись от Печали, она сама чуть не погибает. Возвратиться они смогут только вместе и тогда помогут Райли восстановить утерянный баланс.
В этом взаимодействии Печали и Радости заключен главный смысл мультфильма. Пока все эмоции считают, что от Печали надо избавиться, она все больше опускается на дно, становясь все тяжелее и грустнее. Ее всячески отставляют в сторону, не давая времени прожить свое чувство. Она пытается сдерживаться, чтобы никому не мешать, чувствует себя подавленной и никому не нужной.
Так часто происходит с человеком — есть эмоции, который каждый из нас считает хорошими, а другие старается выключить из жизни. Давая им негативную оценку, мы вытесняем их в подсознание. Мы не прорабатываем их, не пытаемся услышать, а отказываемся от них. А все, что мы отвергаем, становится бессознательным и, в конце концов, более сильным, чем мы. То, что мы вытесняем и отвергаем, в какой-то момент незаметно овладевает нами: мы видим себя добрыми и хорошими, а окружающие страдают от нашей раздражительности и недовольства.
Большая иллюзия человека заключается в том, что он думает, что может выкинуть какую-то часть себя, оставив при этом только то, что ему нравятся. Это заблуждение —человек может быть счастлив лишь в том случае, когда он целостен и принимает все свои проявления. Какое бы чувство ни приходило к нему, он вдыхает его полной грудью. Он не считает, что печаль хуже радости, а гнев лучше отвращения. Когда ему грустно, он проживает грусть, а когда радостно — радость, таким образом оставаясь целостным. Иногда человеку нужно побыть в грусти, как, например, Райли, которой очень печально, так как она рассталась с близкими друзьями, любимым городом, дорогими ее сердцу занятиями и домом. Ей нужно дать возможность чувству протечь, чтобы освободилось место для других эмоций.
Однако из-за того, что родители девочки не принимают ее грустной, она тоже отталкивает это чувство, и оно становится все больше и больше. В какой-то момент Райли расплачется, показав родителям всю свою грусть и сразу же все поменяется. Все встанет на свои места — каждая эмоция снова начнет чувствовать себя нужной. Радость займет пульт управления, но больше не будет чувствовать себя самой главной — теперь она знает, что без Печали не будет и ее. Без Печали также не будет возможным освободить сердце от грусти, проявить сострадание к тому, кому сейчас плохо, и прочитать умную книжку, когда не хочется прыгать и веселиться.
Радость больше не чувствует себя незаменимой и высокомерной по отношению к другим эмоциям — она знает, что только вместе с другими чувствами возможно и ее существование. Этот мультфильм — урок для каждого из нас: только проживая тотально наши эмоции, не считая при этом ни одну из них главной, мы можем прийти к истинному равновесию. Принимая полностью себя и других людей, мы приходим к настоящей гармонии, дышим полной грудью и сияем здоровьем и благополучием.
Читать статью по теме Нужно ли подавлять эмоции?
Оставьте свой комментарий об этом фильме