Молода и прекрасна (Jeune et jolie)
Франция, 2013
Режиссер Франсуа Озон
В ролях: Марина Вакт, Жеральдин Пайя, Фредерик Пьеро, Шарлотта Рэмплинг, Фантен Рава, Йохан Лейзен, Натали Ришар, Джедже Апали, Люка Призор, Лорен Дельбек
Речь идет о молодой француженке, которой в фильме исполняется 17 лет. Это красивая девушка из хорошей семьи с мамой, папой и младшим братом. Они проводят свои каникулы на юге Франции, где она знакомится с молодым человеком, немцем, с которым теряет девственность. Вроде обычная история: ничего особенного и нового не произошло – миллионы девушек теряют девственность на каникулах, в не продолжающих далее отношениях. Также ничего особенного не произошло в самом сексе, кроме того, что, очевидно, что Изабель (героиня) совершенно однозначно не получила удовольствие от происходящего, в связи с чем в дальнейшем у нее складывается какая-то особенная, непонятная ни для кого, картина того, что это такое секс и для чего это нужно.
Надо сказать, что Озон не очень то балует нас ясностью и прозрачностью мыслей Изабель, впрочем, как и других героев. Изабель постоянно молчит, камера очень хорошо показывает, что за этим молчанием скрыто много внутренней жизни и скрытых переживаний, но при этом зрителю приходится многому догадываться самому. Каждый будет по своему интерпретировать ее молчание, в соответствии со своим опытом и собственными переживаниями. Например, сидящие около меня в кинотеатре девушки лет 20 постоянно предполагали, что она забеременеет, или ее кинет этот молодой немец или родители уличат ее в обмане. Однако же история развивалась совсем другим образом.
Итак, Изабель, лишившись девственности, перестает общаться с этим молодым человеком, хотя причин на это с его стороны нет, а через некоторое время она с семьей возвращается в город их постоянного проживания. Там она приступает к привычной жизни: ходит в лицей, делает домашние задания, а в промежутках между лицеем и походами в театр с родителями, ведет страничку на сайте платных порно знакомств. Она встречается с разными мужчинами в отелях, машинах, оказывая им сексуальные услуги и получая хорошие деньги.
Что в этом фильме интересно и что его отличает от обычного проходного фильма? Во –первых, фильм дышит Францией, французской культурой и французским подходом к кинематографу. Фильм смотрится очень легко, красиво, заставляет задуматься, но не грешит частой для французов проблемой – заумностью и чрезмерным философствованием. Проблема есть: почему-то девочка 17 лет решает заняться проституцией без видимых для этого причин – у нее есть деньги, семья, новые сумки Луи Виттон она вроде не хочет, да и вообще непонятно для чего ей нужны деньги; да: что-то происходит в семье и из-за этого она не делится с мамой ничем, полностью строя свой мир обособленно от всех; да: она спит с женатыми мужчинами да еще и за деньги, а значит здесь что-то не в порядке тоже…
Все это присутствует в фильме, как и походы к психологу, который обозначает так или иначе проблему – есть проблемы с отцом, который живет в другой семье уже 7 лет, происходит эмоциональный срыв матери, когда она узнает о том, что происходит с дочерью…
Но все очень изящно, легко, без копаний: Озон только ко всему прикасается, но не идет глубоко – немного поднимает покровы, но этого уже достаточно… Куда бы он ни направил камеру, везде вы видите что-то скрытое, что-то спрятанное от посторонних глаз. Будет ли это мама, у которой оказывается своя жизнь на стороне, или отчим, который засыпает перед экраном с рукой в брюках, или брат, который говорит, что любовь его не интересует – любое касание поднимает что-то, а что с этим делать и как к этому относиться Озон оставляет на усмотрение зрителя. Он не дает оценок, но просто обозначает, лишь показывает и наводит ваш фокус внимания на какие-то обстоятельства, а дальше все зависит от того, насколько глубоко вы можете смотреть на вещи.
Вы можете просто заметить проституцию, а можете увидеть, что в этом мире что-то глубоко не в порядке, если 17 летняя девушка решает, что проституция может заменить глубокие отношения между мужчиной и женщиной; вы можете вообще не заметить младшего брата и не придать значения этому персонажу, а можете увидеть, что брат говорит, что он не может любить; можете пропустить маму с любовником побоку, а можете обратить внимание, что, вероятно, тема скрывания и недоверия друг к другу уже давно присутствует в семье, и поведение Изабель в этом плане глубоко не случайно…
Смотрите фильм «Молода и прекрасна», получайте удовольствие от типично французской культуры, и наблюдайте, что именно привлекает ваше внимание в этом фильме.