Запишитесь на
консультацию
+ 7 916 834 93 30 + 7 925 999 24 52
11.09.2014

Наша реальность: маски. Часть 1

masqueавтор Лилия Пуэнтэ

В человеческом обществе всегда ценилось умение носить маски. С детства мы смотрим на окружающих нас взрослых, и нам кажется, что они всегда находятся в таком сдержанном, в таком правильном состоянии – они не плачут, не нервничают, даже когда смеются, они делают это сдержанно –они прекрасно владеют собой и совершенно неуязвимы. Кажется, что их невозможно задеть, в отличии от нас, таких маленьких и беспомощных, слабости которых видны очень хорошо, из-за чего окружающие нас люди могут издеваться над нами и пользоваться своими преимуществами. Смотря за нашим отцом, таким выдержанным и совершенно невозмутимым в любых ситуациях, мы приходим к выводу, что это является единственным способом существования в этом мире. Нам кажется, что если мы будем такими, то мы перестанем чувствовать боль и страдать от того, что другие люди не бережны и не уважительны к нам.

Ношение масок приветствуется– человечество возвело их в ранг величайшей ценности. Если вы искренне выразили свое чувство – это невежливо, зато красивая милая маска – все рады с ней соприкоснуться. Чем меньше кто-то видит, что с вами действительно происходит – тем лучше – никто не может вас затронуть и сделать вам больно. Внешне это действительно так: обычно, когда мы смотрим на человека, лицо которого ничего не выражает, мы обычно даже не подходим к нему, так как нам вообще сложно представить, что он умеет еще чувствовать. Внутренне этот человек может страдать от нехватки общения, и теплоты, но внешне он будет носить такую маску, к которой будет страшно даже приблизиться.

Причина, почему маски так сильно ценятся, довольно прозрачна: наше общество такое больное, все так много обманывают друг друга, что в этом уже не видится ничего ненормального, а показывать свое истинное больное лицо никому не хочется, да никто и не хочет смотреть на вас такого. Так что все одевают маски, пусть за ними много больного и нездорового: «Это нормально, у нас у всех так». Люди болеют столькими болезнями, что понятно, что внутри у них совсем другие лица: жесткие, страдающие, несчастные и больные, но внешне все носят красивые улыбающиеся лица.

На самом деле истоки ношения масок лежат в тотальном непонимании человеком своей истинной природы и связи со всем существованием. Нам присуще полное ощущение отделенности друг от друга, мы действительно не понимаем и не чувствуем, что каждый из нас связан с любым другим человеком на Земле, и из-за этого мы думаем, что, нося маски, мы можем кого-то таким образом обмануть или что-то скрыть. Как только человек проходит в свою глубину, в понимание своей истинной природы и чувствует взаимосвязь с любой клеткой планеты, необходимость в масках отпадает – вы понимаете, что сколько бы вы не обманывали других людей, в конце концов вы обманываете всегда самого себя. Для этого нужно пройти внутрь себя и только оттуда к вам приходит это понимание. Об этом можно говорить сколько угодно, но это всегда останется просто красивыми словами- поняв же свою природу, вы автоматически проходите в природу происходящего, и тогда никому из вас больше не приходит в голову носить маски.

В психосоматике ношение масок связано с энергией мочевого пузыря. Это очень понятно и наглядно: когда вы хотите в туалет, это ни за что нельзя показать (ведь это очень неправильно показывать такие желания! Надо тихонечко сказать маме, а она тихонечко вас отведет куда нужно, чтобы не привлекать ничье внимание). Поэтому вы сидите и терпите. Вам даже нельзя показать, что в вас вообще есть это желание – это так стыдно, так стеснительно показать его – вы должны уметь его прятать! Именно здесь у нас появляются первые маски – скрой то, что ты хочешь, держи невозмутимым лицо, даже если внутри у тебя все разрывается от напряжения. Именно отсюда начинаются стрессы и хроническое напряжение, которые впоследствии доходят до того, что современный человек все чаще страдает тем, что никак не может расслабиться – он так привык напрягаться, что это ушло глубоко в подсознание, и теперь он просто не знает, как добраться до первоначальной точки его стресса – он пытается расслабиться, но у него никак не получается. Иногда просто до слез. Ему говорят: «Расслабься!», и он рад бы, но он так старается расслабиться, что напрягается еще больше.

А так как любое напряжение и стресс создает желание спрятать его, то ваше напряжение только увеличивается с каждым годом, потому что оно все глубже уходит в бессознательное: вы уже напрягаетесь потому, что у вас есть напряжение, и еще при этом пытаетесь это спрятать. Но просто увидьте, зачем вы это делаете: на самом деле вы преследуете всегда одну цель — вам надо быть кем-то, вы стараетесь этим быть, и теперь вам надо скрыть это. Когда вы естественны, вам нечего бояться – вы уже такой, нечего стесняться, и нечего скрывать. Но если вы сейчас очень напряжены, чтобы показать своему экзаменатору, что вы хорошо знаете предмет, хотя это совсем не так, то вам надо скрыть ваше напряжение, потому что иначе вы не сможете сдать экзамен.

Когда у нас внутри много напряжения, нам нужна определенная маска, чтобы скрыть это. Например, когда мы сильно волнуемся и стараемся это спрятать, то обычно это делаем с помощью ухода как бы в тотальное спокойствие. Я говорю «как бы», так как это не естественное спокойствие, которое идет изнутри. Это другая крайность волнения – маска «спокойствие». Если вы много подавляете волнения или смущения, и носите такую маску, то в какой то момент эти чувства могут выскочить неожиданно. Они могут проявиться в тот момент, когда вы сняли каким-то образом контроль: например, вы выпили алкоголь, и в этот момент вдруг у вас проступают красные пятна на шее и груди, или вам надо выступить перед людьми, вы говорите очень умно и серьезно и на вашем лице ни дрогнет ни один мускул, показавший бы ваше состояние, но ваше тело вас выдает и показывает окружающим красные пятна, сообщающие всем о вашем волнении. Когда вы сдаете экзамен, вам нужно всячески убедить вашего экзаменатора в том, что вы совершенно спокойны, иначе он будет считать, что вы плохо знаете урок.

Люди, удачно носящие маску спокойствия, обычно производят хорошее впечатление на других людей – в мире у нас столько беспокойства и тревоги, что когда мы встречаем кого-то, кто очень спокоен, на нас это действует положительно. Однако же, как я уже сказала, обычно это не истинное спокойствие, а всего лишь маска, скрывающая напряжение и беспокойство. И в какой-то момент это может выскочить, показав реальное состояние этого человека. Например, человек кажется таким спокойным, но происходит что-то серьезное, и вдруг он буквально сходит с ума, становится истеричным и неадекватным.

Я знаю одного человека, у которого эта маска настолько буквально вросла в лицо, что когда ты с ним общаешься, хочется хорошенько его встряхнуть, настолько неадекватно это выглядит. Когда вы на него смотрите, он производит ощущение спокойной скалы, но при этом вы чувствуете, что в этом есть что-то ненормальное, потому что он говорит очень медленным тихим голосом, и вы постоянно напрягаете свой слух, чтобы к нему прислушаться. На самом деле таким образом он привлекает ваше внимание к тому, что говорит, и делает это так, что это вас сильно напрягает. Когда он говорит, он всячески вам показывает, что ему ваше внимание не нужно, он даже не очень смотрит на вас, но говоря таким тихим голосом, он это делает очень интенсивно. В конце концов, его слушать совершенно не хочется, и вы стараетесь поскорее закончить разговор.

Внешне он очень спокойный, кажется, что его не заденешь ничем. Но когда с ним начинаешь иметь какие-то дела, вы понимаете, что его спокойствие ненормально, потому что он не делает вещи, а только все время всех контролирует (точнее, пытается это сделать, потому что обычно у него все выходит из под контроля и постоянно рушится). Он говорит, что все в порядке, что все под контролем, но при этом дела двигаются очень медленно или вообще не двигаются. А когда вы смотрите на него, то его лицо практически ничего не выражает, он как будто неживой.

В Азии такая маска является настоящей ценностью. В Японии потерять лицо – это самое страшное, что может произойти, это величайший позор. Все можно простить, но не тогда, когда вы перестали контролировать свое состояние. Поэтому в Азии умение спрятать все, что с вами происходит, очень ценится в культуре, и выражать свои эмоции очень сложно.

Истоки появления такой маски были очень красивыми, как, собственно говоря, часто происходит в жизни. Философия говорила о том, что необходимо наблюдать жизнь с дзенским спокойствием: весна приходит за зимой, лето за весной, осень за летом, зима за осенью, а потом снова приходит весна. В этом было главное послание: что бы не пришло к вам в этот момент, вы просто наблюдаете, вы смотрите как это приходит и уходит, и не отожествляетесь с этим. В этом состоянии вы действительно очень спокойны, но это внутреннее спокойствие, которое идет из вашего внутреннего глубокого понимания вещей. В нем вы чувствуете, что ничто не может выбросить вас из вашей центрированности. Это просто невозможно. Вы находитесь так глубоко внутри себя, что все волны, пробегающие сверху, являются всего лишь волнами. Как если бы вы были на дне океана, и чувствовали бы, что где-то сверху этой толщи пробегает рябь, но из-за вашей глубины вам не страшно, вы просто можете наблюдать спокойно за происходящим. Тогда это истинное спокойствие. И никакого сходства, кроме очень поверхностного, с маской не имеет. Вы же обычно носите маску, за которой ничего не должно быть видно. Ее задача спрятать: какие бы вещи с вами не происходили, вы должны их воспринимать с одинаковым выражением лица.

И как я уже сказала, что то, что люди обычно называют спокойствием, является, на самом деле, просто маской прячущей беспокойство, которая, как и любая другая, имеет тенденцию нарастать на ваше существо, практически вживаясь в ваше лицо. С некоторыми людьми ощущаешь иногда, что от чувств их буквально разрывает, но их лица при этом ничего не выражают. И даже если вы или они пытаются снять эту маску, она не сдвигается. И больше всего от этого, как всегда, страдает сердце.

Потому что, к сожалению, в этом сумасшедшем мире, где все перевернуто и непонятно, где правда, а где – ложь, где так много вранья, что мы перестаем верить и понимать, что происходит, основной удар приходит на наше сердце, которое все меньше понимает, кому оно может теперь доверять. Мы чувствуем, например, что нравимся этому человеку, мы идем к нему, потому что чувствуем это, а у него все время надета маска, за которую невозможно пробиться. Вы чувствуете всем своим сердцем, что там что-то есть, но человек закрывается маской невозмутимости и бесчувствия, и за ней ничего не видно. Особенно хорошо мы это делаем, когда хотим кому-то отомстить, показывая, что нам этот человек полностью безразличен – тогда наша маска выражает презрение, недовольство, равнодушие, даже если внутри это совсем не так. И с одной стороны мы так страдаем от этого, а с другой  — сами поступаем точно таким же образом с другими людьми.

В этом заключается большая проблема, так как со временем мы вообще перестаем понимать, где правда, где ложь, где мы действительно нравимся, а где мы просто придумываем. Мы совсем уже ничего не понимаем, потому что нам столько раз врали, и мы столько раз додумывали за другого человека, что внутри у нас творится полный хаос. Часто бывает, что мы доверяли маске, а потом оказывалось, что человек нас много лет любил, а мы ничего не замечали, потому что он это прятал за маской безразличия.

Из-за всего этого у нас полное непонимание внутри — мы действительно не знаем, чему можно довериться: ощущениям, уму, действиям? Мы идем к кому-то, он говорит нам «нет», а потом оказывается, что это было «да». Но он не мог этого проявить, потому что надо было носить маску. И теперь вы думаете: «Я не могу довериться своим чувствам, ведь когда-то я поверил им, а оказалось, что это было не так!» А иногда это действительно так – вы действительно что-то перепутали. Но как понять где правда, а где вы что-то придумали, если вам все время показывают маску? Вы вообще не понимаете, маска ли это или реальность.

Именно поэтому внутри нас (а потом снаружи) весь этот хаос, потому что в современном мире от нас постоянно требуют сдерживаться и скрывать свои чувства: «Ты что себе позволяешь? Ты что, не умеешь держать себя в руках?» Нас с детства приучают не быть собой: не смеяться, когда смешно, потому что не вовремя, не плакать, когда слезы на глазах и плохо до невозможности, но если кто-то грустит, надевать маску грусти, потому что сейчас не время веселиться и т.д., и т.д. Это создает нам бесконечный внутренний конфликт, и мы все больше надеваем те маски, которые комфортны данному обществу. Например, в русском обществе для мужчин больше всего ценится маска «сила» и «уверенность в себе», часто насильственная. Я знаю много мужчин, которые становятся очень мягкими и ласковыми, когда выпивают, но в обычном состоянии они совсем не такие, и его женщина не может дождаться от него этого качества, настолько нужного ей, потому что он все время носит жесткую маску – у нас ценится быть сильным и жестким мужчиной, а не нюней и размазней.

Маска,  которые я вижу обычно в Европе и Америке — «доброжелательность», она всегда одинаковая, очень приятная, но, к сожалению, это тоже маска. Это очень редко действительно искренняя человеческая расположенность. Она, конечно, более приятная, чем постоянное русское недовольное выражение лица (которое обычно заметно при возвращении из этих стран), но при этом в России я намного чаще сталкиваюсь с искренними проявлениями чувств, чем на Западе. Там добиться искренних чувств очень сложно, настолько все носят красивые милые маски. И это всех устраивает. В России это обычно вызывает подозрение: «Чего это он такой хороший ходит –наверное, здесь есть какой-то подвох!» В Азии обычно приветствуется маска невозмутимости и полного отключения от каких бы то ни было чувств.

Когда же наши маски слетают, обычно это не очень некрасиво, так как обнажаются скрытые болезненные вещи. «Срывают маски» обычно без нашего желания, мы не успел прибраться внутри и не подготовились, чтобы показать это, поэтому наружу выходит то, что там есть на самом деле, и частенько это бывает очень некрасиво. Например, человек говорит всем, что он святоша и всех осуждает, а сам, пока никто не видит, смотрит порнофильмы каждый день. Есть замечательный французский фильм, в котором хорошо показана такая ситуация: президент «Союза морали», учащий всех жить и осуждающий всех подряд, умирает в постели от сердечного приступа во время занятий любовью с чернокожей несовершеннолетней проституткой.

Прекрасный способ сорвать маски — это алкоголь. Вы никогда не думали, почему многие люди, когда напьются, начинают приставать ко всем, раздеваться и вести себя совсем другим, непривычным образом?) Меня все время это смешит : у нас такое подавление секса, все считают себя святошами, которые ничего не хотят, но каждый раз на корпоративе все это выходит наружу: все эти подавленные желания оборачиваются очередными сексуальными похождениями. Людям давно пора уже становится более осознанными и переставать наконец то делать вид, что секс их не интересует — конечно, интересует! Сколько можно носить эти чопорные маски, обманывая себя и других? Просто понаблюдайте, что выходит из вас, когда вы пьете алкоголь: поверьте это не случайность, это то, что живет у вас внутри!

Я наблюдала однажды удивительную ситуацию. Я была с друзьями, которые мне очень нравятся. Они выпили достаточно много, но так как они взрослые люди, то они очень хорошо себя держали. Это очевидно: чем сильнее контроль, тем сложнее напиться, и тем больше нужно алкоголя, чтобы этот контроль выключить. В какой то момент я смотрю на подругу, и вдруг маска с ее лица отъезжает, и я вижу там что-то тошнотворно отвратительное. Это было странное ощущение, практически как в фильме ужасов. В какой-то момент она просто не сдержала эту маску, и от алкоголя она съехала в бок, правда она очень быстро поправила ее обратно. Это было так наглядно.

Читать продолжение статьи: Наша реальность: маски. Часть 2

Оставьте свой комментарий