Запишитесь на
консультацию
+ 7 916 834 93 30 + 7 925 999 24 52
21.10.2016

Что такое эго?

что такое эго? статья по психологииИзлюбленное слово психологов и специалистов в области познания человека часто непонятно не только людям, сталкивающимся с ним впервые, но и тем, кто давно занимается поисками самого себя. «Не надо следовать эго», «наше эго», «эго говорит нам», «раздутое эго» и другие распространенные и широко используемые выражения и идиомы указывают на то, что это слово является важным для самопонимания.

Что же это такое? В нескольких словах, эго — это наше «я», дорогое, заботливо взращиваемое и лелеемое, которое мы всячески поддерживаем и оберегаем. Это совокупность наших частей, которые мы посчитали собой, и теперь пытаемся убедить себя и других, что это правда. С возрастом эго становится все жестче, как маска, которую когда-то одел на себя человек, и забыл, что это было всего лишь на небольшой срок. Со временем маска прирастает крепче, делая его ригидным.

Человек все больше отожествляется со своим эго, не отдавая себе отчет, что оно управляет им, умело дергая за ниточки. Его ощущение соединения с целым, которое полностью противостоит идеям эго, стерлось и давно ушло.

Истоки ухода от своей целостности лежат глубоко в детстве: отрыв происходит в тот момент когда малыш попадает в общество. Пока он не осознает себя, то находится в блаженстве соединенности со Вселенной, чувствуя абсолютную тотальность существования. Подрастая, он слышит информацию о себе: «Ты — хороший, ты —умный, ты — красивый». Родители говорят: «Наш мальчик имеет способности к живописи», и ребенок узнает, что он хорошо рисует. До этого он просто рисовал, это действие шло из глубины его существа, и он не знал, красиво это или нет. Теперь он знает, что отлично рисует: другие и он сам считает себя разбирающимся в рисовании. Или, например, девочка хорошо решает задачи: по мнению учителей, она сильна в математике. Все говорят об этом, и теперь она знает, что она прирожденный математик. Умному ребенку повторяют, что он сообразительный, послушному, что прилежный, красивому, что очаровательный.

Малыш привыкает себя отожествлять с этими понятиями. Теперь, когда он думает о себе, он ассоциирует себя с умом, талантами, красотой или послушанием. Чем больше ему об этом говорят извне, тем сильнее он соединяет себя с этими качествами. Его «я» становится умным, смелым, красивым. Он считает себя таким.

Пока характеристики ребенка остаются описательными, никакого вреда они не приносят, но, наоборот, являются важными вехами в понимании себя. Однако, как только они становятся оценочными, это приводит в какой-то момент к серьезным проблемам.

Так происходит потому, что эти оценки рождают эго, или по-другому, совокупность нескольких частей «я». Ребенок считает, что он умный, прилежный, покойный малыш. И, может быть, в его характере действительно настолько преобладает спокойствие, что все восклицают от удивления: «Надо же какой умиротворенный, тихий и сдержанный!» Люди дают позитивную оценку этому качеству. Мама говорит о том, что ей повезло с таким ребенком, и ей нравится эта сдержанность. Его безмятежность постоянно привлекает внимание окружающих, и маленький человек начинает верить, что он именно такой. «Я — спокойный, я не шумный!» — говорит он сам себе. Но вот к нему пришел друг, и, заигравшись, мальчишки не заметили, что стали кричать и бегать по квартире. «Как же так?» — сердится мама, — «Ты же такой спокойный парень, почему делаешь столько шума?». И мальчику становится стыдно, он чувствует вину. Теперь, когда ему захочется побегать, он не будет этого делать, потому что ОН — сдержанный, ОН — не такой, как другие активные ребята, ОН — спокойный.

Его целостность с этого момента разрушена. Он считает себя принадлежным только к одной своей части, а остальные к нему теперь не относятся. Чем негативнее относятся окружающие к этим другим частям, тем больше он старается отсоединиться от них. Он всячески пытается быть не таким, а со временем вытесняет их в подсознание. У него появляется эго – «я», считающее, что он всегда спокоен. Со временем таких позитивных и негативных частей становится все больше, и каждая из них чувствует себя самой значимой.

Соединяясь, они создают эго – то верование, которое человек имеет о себе. Чем больше важности было придано одной из частей, тем сильнее она становится. Его «я» кажется ему таким спокойным, таким умным, таким способным, что остальные люди рядом выглядят очень незначимыми, маленькими и неинтересными. Эго увеличивается в размерах и начинает диктовать человеку свои правила. Оно знает его страх: он боится, что может открыться спрятанное и подавленное. Из-за этих опасений он позволяет эго управлять собой.

Чем больше человек верит словам своего «я», тем больше сил оно у него забирает. Оно убеждает, что лучше знает, как существовать хорошо и правильно. Робкие попытки человека быть самим собой эго жестко пресекает. Именно оно говорит всем уверенным голосом: «Я – умный, спокойный, честный человек. Во мне нет глупости, лжи и хаотичности. Я умею владеть собой и контролирую ситуацию».

Чем больше человек верит интерпретациям эго, тем меньше остается его присутствие в собственной жизни. Даже если в глубине души он знает, что ему присущи глупость и безалаберность, он уже больше не говорит об этом. Как если бы он отдал управление собой другому или нескольким людям. Голоса разных частей звучат внутри его существа, и каждый из них считает себя важнее других.

А когда части сильно раздуваются от той значимости, которой им придали, то это создает очень большое эго. «Я» такой умный, что мне не нравится, когда кто-то говорит, что это не так. А еще «я» не нравится, когда кто-то называет себя более умным. А потом «я» начинают раздражать окружающие, потому что все они кажутся глупыми. Эго успокаивается только в том случае, если вокруг хлопают ему в ладоши — тогда оно чувствует себя на своем месте и в правильной обстановке.

С увеличением «я» с человеком становится все сложнее общаться — любая фраза может его вывести из себя или обидеть. Пока эго нет, человек чувствует боль, но не обиду. Именно «я» становится израненным и измученным, так как его постоянно бьют по больным точкам. Его становится так много, что больше никому не хватает места. А когда его хотят подвинуть, оно обижается и считает всех врагами.

что такое эго? статья по психологииИгры эго не так просто заметить, так как со временем оно становится все изощреннее. Нашептывая человеку свою правду, оно убеждает его в том, что является им. Выйти из под его контроля возможно лишь одним способом: нужно рискнуть показать себя настоящим. В этот момент человек дерзает пойти против воли эго и начинает действовать сам. Теперь ему нужно будет довериться тому, что происходит с ним. Критерием его правды должен теперь стать не голос одной из частей, убеждающей его в своей правоте, а окружающая его реальность. И если повсюду ему будут видеться глупые люди, то пусть он вспомнит, что другие всегда отражают его самого, и посмотрит внутрь себя — вполне вероятно, что глупость находится именно там, а не снаружи. И если вдруг так случится, что кто-то больно ударит его по эго, сказав, что он не очень умен, то лучше спокойно признать, что и глупость тоже присуща ему. «Я» таким образом будет растворяться, отдавая место настоящему хозяину — целостному человеку.

Читайте также Что значит доверяться жизни?

В чем лежит причина человеческих страданий?

Как обрести уверенность в себе?

Что скрывает ложь? Почему мы продолжаем лгать, зная, что это плохо?

Комментарии

  • Элина

    Все написано очень правильно и, главное, понятно. А то читаешь-читаешь Эго, Эго. А что это и никто это объяснить толком не может. А здесь все доступно.
    Спасибо!

Оставьте свой комментарий

Анонсы

творчество Как найти в себе творческий потенциал?

автор Лилия Пуэнтэ Настоящее творчество всегда…

Читать далее

возможно ли избежать аборты? статья по психологии Причины абортов. Можно ли их избежать?

автор Лилия Пуэнтэ Почему женщина решает…

Читать далее

подсознание. статья по псхиологии Как понять, что спрятано в собственном подсознании?

автор Лилия Пуэнтэ В психологии нередко…

Читать далее

Все статьи