Запишитесь на
консультацию
+ 7 916 834 93 30 + 7 925 999 24 52
18.04.2015

Нужны ли нам революции?

images-21автор Лилия Пуэнтэ

Недавно я разговаривала с одними болгарскими друзьями, и они, сегодняшние студенты МГИМО, очень настаивали на необходимости революции в Болгарии. Они, как и все революционеры, были очень эмоциональны, категоричны и полны уверенности в правильности своего видения.

В принципе, для их 19-22 лет такая ситуация нормальна. Многие из нас в этом возрасте переживают желание полностью изменить существующий строй, поменять правительство и президентов. В сущности, чуть раньше это направлено к нашим родителям, учителям, воспитателям. В 16 лет вы боретесь с отцом, а к 20 направляете свое внимание к власти. Против кого бы вы не направляли свою борьбу, вашим основным желанием является полностью изменить существующее положение вещей и отдать власть в руки других людей, желательно, конечно, ваших. Вы очень четко видите в чем ошибки правителей, управляющих страной, жестко и резко критикуете их, и очень хорошо понимаете, как нужно делать по-другому, чтобы сделать этот мир счастливым.

Справедливости ради надо сказать, что чем больше людей недовольны тем, что происходит, тем больше это сигнализирует о том, что в семье (если это направлено против отца) или в стране (если против существующей власти) много вещей нуждаются в переменах. Однако, несмотря на этот факт, нам необходимо уйти от революций. На это есть целый ряд причин.

Первая заключается в том, что, люди, желающие смены власти, отталкиваются в своей борьбе от того, с кем они борются. В этом заключается одно из главных заблуждений – вы начинаете не с созидания, а с отрицания чего-то. Если внутри вас есть другая, красивая реальность, которую вы хотите воссоздать во внешнем мире, это одно дело. Совершенно другое, когда вы видите какие-то действия, которые вам не нравятся, и теперь вы боретесь с ними, чтобы прийти к чему-то противоположному. В данном случае вы придете в другую крайность того же самого: если вам не нравится жесткость, вы придете к мягкости. Но эта мягкость будет иметь свои ограничения: нельзя быть всегда мягким, иногда необходимо быть жестким. Если импульс вашего действия направлен исключительно для борьбы с жесткостью, то вы просто будете находиться с другой стороны весов.

images-22Обычно люди не осознают следующего факта: когда вы боретесь против кого-то, ваша деятельность обусловлена этим человеком. Это как наваждение: ваша жизнь определена и находится под его невероятным влиянием. Вы боретесь, постоянно думая о нем. Вы боретесь против конкретного человека или власти, но, в конце концов, вы просто озабочены ими: вся ваша жизнь направлена на то, чтобы их не было. В этом состоит ваше главное ограничение: если вы отталкиваетесь от чего-то в вашем движении вперед, значит, это не настоящее созидание, это всего лишь противоположность. Вы не создадите целостное, а всего лишь покажете ограничение существующей власти, вы покажете другую сторону того же самого. И в какой-то момент чаше весов снова придется качнуться обратно, и тогда найдется кто-то, кто будет бороться против вас, также как когда-то боролись вы, показывая теперь ограниченность вашего видения.

Жизни необходима целостность, а не всего одна лишь ее сторона. Все в существовании постоянно стремится к гармонии, к равновесию. Если в обществе много очень богатых людей, то в нем будет также очень много бедных. Если мы хотим уменьшить этот разрыв, нам не надо бороться ни против бедности, ни против богатства. Нам надо их соединять. Когда-то, в конце 19 века, в обществе назрели большие перемены. Они назрели во всем мире, в России же они прошли очень интенсивно. Коммунисты боролись против богатых и царского правительства. В первое десятилетие после революции разрушалось все, что олицетворяло богатство: дворцы, красота, искусство, образованные и богатые люди. Было провозглашено, что богатство – это зло, и любые его проявления в корне уничтожались.

images-17В какой-то момент люди устали бороться с ним, и появился кто-то, кто опять все разрушил: произошла перестройка. Были провозглашены новые ценности, Россия подружилась с капиталистической Америкой, и устремления людей стали направляться к накоплению материальных богатств.

Итак, первое и главное ограничение – в движении отталкиваться от того, как не надо делать и строить свою деятельность исходя из этого. Пытаясь построить абсолютно другое общество, в конце концов вы построите тоже самое, хотя вам будет казаться, что теперь все ровно по-другому.

Отсюда естественным образом вытекает вторая причина: революционеры не умеют создавать, они умеют только разрушать. Их работа тоже иногда нужна, когда, например, по-другому мы не можем принять назревшие изменения. В этот момент нам нужны эти люди, которые толкнут наконец-то один кирпич в уже разваливавшейся стене, чтобы она окончательно рухнула. Но после этого эти люди должны уступить место созидателям, жизнь которых не обусловлена борьбой и которые действительно смогут создать что-то новое. Если власть забирают лидеры революций, то они никогда не прекращают бороться со всем вокруг. Как было сказано выше, побуждающей силой их деятельности является борьба. Если нет борьбы, они не знают, куда двигаться. Поэтому, даже получив долгожданную власть, и свергнув тех, против кого боролись, они продолжают искать врагов – без них им непонятно, куда идти.

Даже если врагов нет, то их найдут. Их будут искать вовне или внутри общества: они просто необходимы для существования такого типа власти. Это является идеологией революции: борьба с врагами и неважно, кто они в этот раз – богатые, бедные, продажные, коррумпированные или лживые. Если революционер перестанет бороться, то он уже не будет революционером. А это очень сложно – люди слишком отожествляются с тем, что они делают и не могут быстро переключится на другой тип энергии. Таким образом, они будут продолжать искать виноватых, уничтожать и сажать их, находя в этом смысл своего правления. Именно такая ситуация происходила после революции 17 года – уничтожив всех богатых, мы продолжали искать причину неуспешности во всех, кто попадался под руку: запустив машину уничтожения, мы продолжали бороться внутри страны, убивая совершенно непричастных к преступлениям людей.

images-20В-третьих, революции всегда насильственны. А все, что насильственно, провоцирует следующее насилие. Таков закон существования: любые действия, произведенные против кого-то, в какой-то момент вернутся обратно. К тому же, в основе нового общества будет лежать насилие, а это значит, что оно будет проявляться и дальше как на глубоком, так и поверхностном уровнях. Когда закончится борьба, то придется начать созидать, и если мы не знаем другого способа начать действие, кроме как силой заставлять других действовать, то нам опять придется использовать этот способ. Без силы, без заставления люди не начнут делать то, что вы хотите. И тогда вам или придется в корне пересмотреть способы воздействия на других, или продолжать использовать насилие. Причем, говоря о насилии, мы должны помнить как о его физическом, так и психологическом выражении. Каждый из них по-своему опасен. Человек у власти, пришедший туда через свержение предыдущего строя, совершая насильственные действия, будет нести в себе тенденцию использовать тот же стиль достижения своих целей и дальше.

В-четвертых, когда мы боремся с кем-то, в какой-то момент, не замечая этого, мы становимся невероятно похожими на этих людей. Конечно, нам продолжает казаться, что мы совершенно другие, но со стороны уже видно, что из под контроля все больше вылезает все то, что было подавлено. Обычно это хорошо прослеживается в семьях: дети, борющиеся против своих родителей, сами становясь родителями, начинают повторять те же самые схемы, против которых когда-то боролись. Если же мы говорим об обществе, то там такие же правила: революция, так сильно борющаяся с бюрократизмом, протекционизмом и неравенством , в конце концов создала в своем правительстве их уродливое повторение: неповоротливую и неэффективную бюрократическую машину, льготы для «своих» и исключение неугодных.

images-16В-пятых, обратите внимание, что в истоках революции всегда стоят люди, которые еще ничего не создали, у которых еще ничего нет, чтобы поделиться. Единственное, что у них есть – это желание все изменить и разрушить. В своей страсти разрушения они доходят так далеко, что рушат все подряд: нужно ли это сейчас или нет. В глазах этих людей горит одержимость, в них нет разумности, огонь застилает их разум и лишает адекватного видения. Поэтому во время революций разрушается много красоты, много настоящего творчества, потому что в общей эйфории никто не думает о красоте: вырвавшийся наружу огонь требует жертв.

В-шестых, люди революции всегда имеют конфликт внутри себя. Именно этот конфликт заставляет их действовать против других людей. Внутри них очень много крайностей, очень много противоречий, а это значит, что они не смогут построить гармоничное общество: эти внутренние противоречия и конфликт будут отражаться в их манере управления страной.

В-седьмых, начинается поиск виноватых. К сожалению, энергия революции очень неразумна и насильственна, поэтому настоящее правосудие редко когда может свершиться. Крайними делают кучку людей, забывая о том, что целое общество было включено в происходящие ранее события. В погоне за поиском виноватых взваливается ответственность за целый режим на несколько человек, хотя, в сущности, надо судить все общество, позволяющему такому руководителю прийти к власти и поддерживающего его правление.

Что же тогда делать, если мы принимаем тот факт, что революция в конце концов не является эффективным способом изменения ситуации? Что делать, если изменения действительно назрели, и есть необходимость сменить существующий строй?

images-18В первую очередь, увидев это желание в себе, нужно остановиться. В любом случае все, что происходит снаружи и привлекает наше внимание, происходит внутри. Таким образом, если мы хотим действительных изменений, а не тысячного повторения одного и того же круга в разных вариациях, необходимо сначала посмотреть внутрь себя и увидеть этого революционера, не осознающего ограничения революций.

Необходимо увидеть все описанные выше моменты, чтобы не попасть в ловушку инерции человеческой природы. В тот момент, когда вы остановитесь и посмотрите внутрь, трансформация уже начнет происходить. Как только мы переносим внимание с внешнего на внутреннее, это уже дает другую глубину изменений. Попробуйте посмотреть, что именно запускает ваше недовольство и необходимо ли вам свержение существующего строя. Посмотрите, нет ли возможности по-другому изменить ситуацию. В конце концов, борьба это только один из способов изменений.

Как было сказано выше, люди, желающие революцию, несут внутри себя конфликт, заставляющий их бороться против других. Глубоко внутри сначала необходимо принять ситуацию, увидеть ее целостно, понять, что все общество замешано в происходящем, и только после этого посмотреть, что делать дальше.

Если вы разберетесь с этим конфликтом внутри себя (не забывайте, что общество в целом отражает то, что творится внутри каждого из нас), то тогда вы сможете действовать из совершенно другого пространства. Если у вас внутри мир, то вы будете воспроизводить мир и вокруг вас. Если у вас внутри конфликты и война, все это будет выражаться вокруг вас.

images-23Истинные изменения могут произойти только внутри вас. Никто не сможет прийти к истинной трансформации, ни один самый великий революционер, если он будет пытаться изменить ситуацию только снаружи. Смотрите в себя, чтобы не происходило, в первую очередь всегда смотрите внутрь, не выносите свое внимание на других, меняйте внутреннее пространство, растворяйте конфликты, насилие, несправедливость, и они потихоньку будут исчезать из вашей жизни. Тогда происходят действительные изменения. Через внутренние изменения меняется все вокруг. Ваш мир становится миром вокруг, а через ваш баланс и равновесие люди рядом с вами тоже его обретают. Вам не надо искать виноватых, чтобы что-то изменить. Борясь с кем-то, вы наполняете этих людей силой. Посмотрите на интересную тенденцию: пока существовал сильный СССР, существовали сильные США. И эта борьба не заканчивалась, пока вдруг один игрок не вышел из игры. Этот выход ознаменовал конец бесконечной борьбы. Каким-то странным образом, с отсутствием сильного правителя в России, исчез и сильный правитель в США. Сегодня, с появлением новых сильных лидеров, ситуация изменилась, снова вовлекая две страны в соревнование на звание более сильного.

Таким образом, эта борьба будет продолжаться всегда, пока есть кто-то, с кем нужно бороться. Как только вы выходите из игры, не уходите, но просто больше не желаете проигрывать одни и те же истории, то тот, кто боролся с вами, вдруг понимает, что не знает откуда брать силы. Внешне нам нужно реагировать, но внутренней борьбы и конфликта не должно существовать. Конечно же, человек имеет право и должен отстаивать свои права, но внутри он должен осознавать, что сейчас происходит.

images-14Поэтому рецепт действительных изменений всегда один: если вы хотите что-то или кого-то изменить, начните с себя. Только с изменением вашего внутреннего мира, ваших мыслей и чувств, придут настоящие внешние изменения. Иначе, ваша жизнь станет всего лишь повторением существующей и много раз проигранной матрицы вашего и общественного ума. Новая революция станет повторением старых, вам снова придется использовать насилие, и в конце концов изменения коснутся лишь поверхностных слоев. Глубокая инерция процессов останется, и дело всего лишь времени, когда они снова выйдут на поверхность.

Поэтому меняйтесь сами, приводите в порядок свою жизнь, свои мысли и чувства, и вы обнаружите, что вам больше не нужны будут революции. Вы научитесь менять ситуацию другим образом — не насильственным, провоцирующим через некоторое время новую революцию, а созидающим, приносящим мир и спокойствие.

Оставьте свой комментарий

Анонсы

нужно ли кому то то, что делаешь? статья по психологии Нужно ли кому-то, что ты делаешь?

Нужно ли кому-то то, что ты…

Читать далее

обиды, статьи по психологии Как правильно прожить любую ситуацию выбора?

Жизнь человека состоит из постоянной череды…

Читать далее

Все статьи