Запишитесь на
консультацию
+ 7 916 834 93 30 + 7 925 999 24 52
11.12.2015

Опасности мотивации: будущее, отнимающее настоящее

автор Лилия Пуэнтэ

статьи по психологии: мотивацияБольшинство из нас ждут отпуска, премии, окончания сессии, начала отношений, чтобы наконец-то «зажить»! Мы думаем, что получив что-то, наша жизнь будет идеальной. Мы продолжаем считать, что пока у нас чего-то нет, мы не можем чувствовать себя счастливыми. Мы постоянно живем завтрашним днем, ожидая счастливого будущего.

Закладывается этот механизм еще в детстве: нам что-то не нравится, а родители говорят: «Когда ты скушаешь этот суп и второе, то будет торт!» или «Когда закончишь четверть на пятерки, получишь новый телефон!». Родителей можно понять – они хотят, чтобы ребенок учился хорошо. Но им необходимо быть очень внимательным к таким призам в будущем.

Дело в том, что отложенное вознаграждение формирует в человеке следующий механизм: сейчас я не живу, а буду жить когда получу зарплату/сделаю прическу/добьюсь повышения по работе. Все начинается с невинного поощрения, но потом эта схема срабатывает и в других ситуациях.

Чем чревато постоянное поощрение малыша?

Во-первых, он не будет хотеть делать простые действия, если ему что-то потом за это не дадут. Если ребенок поймет, что за совершаемые действия он может что-то получить, то он вообще может перестать делать это без обещания бонуса. Например, ребенок рисовал, но его оторвали от этого занятия. Мама сказала, что он должен помыть посуду. Он не хотел, но мама сказала, что когда помоет, то сможет посмотреть мультик. Мультик он действительно смотрит, но рисовать уже больше не хочет. Когда-то он делал это с статьи по психологии: мотивацияудовольствием, но сейчас желание пропало. Рисунок, однако, тоже надо закончить, поэтому мама говорит – если ты закончишь рисунок, то я дам тебе конфетку. Ребенок рисует, получает конфетку и понимает, что если ему надо что-то сделать, но он не хочет, то можно, при определенном умении, получить за выполнение этого действия вознаграждение. В какой-то момент он может перестать делать что-либо, не имея в планах получить за сделанное подарок. В старшем возрасте такие дети превращаются в людей, ничего не дающих и не делающих просто так.

Во-вторых, это развивает сильную нацеленность на получение «вкусненького». Ребенок думает, что основная еда — это невкусно, но десерт стоит ожидать. Он не думает о том, что ест сейчас, так как все его мысли заняты предстоящим тортиком. Вырастая, такие дети часто превращаются в очень милых «пушистых» взрослых, которые постоянно ленятся делать что-либо, ожидая «вкусненького». Они перестают «есть» обычную еду и ждут только чего-то сладкого и необычного. Все остальное их перестает интересовать. Такая ситуация может складываться в разных областях жизни: в работе человеку не нравится делать ежедневные вещи, но постоянно хочется чего-то нового и легкого; в своих хобби он хватается за разные занятия, но бросает, так как они быстро ему надоедают; в отношениях он без конца заводит новые связи; в занятиях любовью преобладает желание получать ласки от партнера, а не делать что-либо самому.

В-третьих, если ребенка часто мотивировать делать то, что ему не нравится, он привыкает к этому, как нормальному положению вещей. Если такая ситуация происходит нечасто, то проблем нет – каждому из нас иногда необходимо делать вещи, даже если мы сейчас к ним не очень расположены. Но если этот механизм становится основным, то это приводит к тому, что у ребенка формируется привычка: любое действие неприятно, и делать его надо только для получения вознаграждения.

Ему не нравится чем он занимается, но продолжает работать, так как знает, что получит деньги, с которыми потом поедет в отпуск. Пока он работает, ему неинтересно, он не получает удовольствия. Он привык, что каждое действие является насилием над собой. И чем больше он насилует себя, тем больше начинает насиловать тех, кто рядом с ним. Он говорит примерно так: «Дети, жена, я насилую себя с утра до ночи. Не можете ли вы тоже это сделать для меня?» В конце концов его жизнь и его близких превращается в насилие. От этого страдает жена как в повседневной, так и в сексуальной жизни, дети, которые учатся жить таким же образом, сотрудники, которых все время заставляют что-либо делать.

В-четвертых, и это одна из главных причин, почему стоит пересмотреть свое отношение к постоянному поощрению на будущее – формируемая глубокая привычка жить завтрашним днем. Человек привыкает быть в напряжении, ожидая что однажды он расслабится. Напряжение сопутствует всей его жизни. Он расслабляется только к пенсии, когда обычно уже нет никаких целей. Ему всегда кажется, что жизнь начнется только через некоторое время. Он так сильно нацелен на результат, что забывает об удовольствии самого процесса. Учеба перестает доставлять ему радость, он думает только о том, чтобы поскорее сдать экзамены и окончить институт. Он больше не готовит еду, потому что ему это нравится, но всегда потому, что надо кого-то накормить. Он не наслаждается поездкой на поезде, но думает, когда уже приедет на место.

статьи по психологии: мотивацияВсе это создает в нем постоянное напряжение, непрекращающийся стресс и никогда не заканчивающееся недовольство собой. Когда приходит будущее, и он заканчивает одно дело, то сразу же создает новую цель. По-другому он не знает как двигаться вперед. Если он не ставит себе новые задачи, то не знает как заставить себя шевелиться. Он умеет только мотивировать себя окончанием года, сессии, отпуском или пенсией. Будущее начинает забирать все силы. Время на сегодняшнюю жизнь просто не остается. Человек не может, просто не имеет права расслабиться в моменте. Если он хотя бы на секунду получает удовольствие, к нему уже подходят с предложением сделать что-то на будущее. Его мотивируют, говорят о вознаграждениях, но куда бы он ни приходил, он сталкивается с тем, что этого снова недостаточно. Поэтому он опять откладывает свою жизнь «на потом». Завтрашний день забирает у него радость момента. Однажды он понимает, что постарел и не понимает, куда ушла вся его жизнь. Он имеет более или менее все, к чему стремился, но не может понять, зачем ему это все было нужно. Его глаза перестают смотреть вперед и все больше обращаются в прошлое. У него начинается дальнозоркость. Теперь он занят воспоминаниями прошлого, хотя до этого жил постоянно в будущем. Все, что у него остается – это собирать по крошкам воспоминания о прошедших событиях и том, что он упустил. Такое состояние является ответом на то, что до этого много лет он жил только будущим, не умея или не желая остановиться, чтобы почувствовать настоящий момент.

Будущее – это лишь ловушка нашего сознания. Точно так же как и прошлое. Есть момент, который нам сложно проживать из-за сильных привычек жить «завтра» или «вчера». Если кто-то из нас знает, что склонен уговаривать себя делать или не делать что-то из-за желания получить какое-либо вознаграждение, то необходимо внимательно посмотреть в свою жизнь: не вредит ли это нам? Обнаружив, что таким образом проходит половина вашего времени, надо задуматься, не пришло ли время изменить существующее положение вещей? Осознав причины, по которым мы не живем сегодняшним днем, нам будет легче понять себя и перестать делать то, что не нравится из-за призрачного будущего, которое нас никогда не сделает счастливыми. Перенося свое внимание на процесс действия, а не на результат, мы сможем ощутить полноту происходящего момента и радость от каждого момента жизни.

статьи по психологии: мотивацияЧто касается детей, то используя мотивацию как важный фактор воспитания, нужно перенести акцент на нахождение удовольствие в процессе, а не обещании приза за вещи, которые не нравятся. Задача заключается в том, чтобы научить ребенка настраиваться на настоящий момент, на видении приятных вещей в том, что они делают, но всегда необходимо начать с себя: практика показывает, что если родители занимаются любимыми делами, не насилуя постоянно себя и других, то дети тоже автоматически перенимают этот способ поведения. Поощрение же использовать можно и нужно, но не как способ манипуляции, а как сюрприз, который может стать самой вкусной вишенкой на торте.

Читать также Близорукость и дальнозоркость

Оставьте свой комментарий

Анонсы

нужно ли кому то то, что делаешь? статья по психологии Нужно ли кому-то, что ты делаешь?

Нужно ли кому-то то, что ты…

Читать далее

обиды, статьи по психологии Как правильно прожить любую ситуацию выбора?

Жизнь человека состоит из постоянной череды…

Читать далее

Все статьи