Запишитесь на
консультацию
+ 7 916 834 93 30 + 7 925 999 24 52
30.01.2015

Стоит ли бояться смерти?

Screen-Shot-2014-10-29-at-4.43.14-PM автор Лилия Пуэнтэ

Мудрецы говорят, что мы не можем поменять наше рождение: если мы родились неосознанно, то ничего сделать уже с этим не можем — этот факт уже произошел. Однако же мы можем полностью изменить наш уход из жизни, и для этого человеку необходимо задуматься об этом как можно раньше. Люди  панически боятся смерти, всячески закрывая на нее глаза, уходя от этих мыслей, несмотря на то, что ни одному человеку не удалось ее избежать. Несмотря на нескончаемые поиски вечной жизни, чудодейственных средств и эликсиров, ни у одного существа не получилось остаться вечно живым. Физическое тело имеет свои границы, свой запас энергии, который с годами уменьшается, и нам приходится покинуть его, как бы мы за него не цеплялись.

Однако же, страхи человека перед смертью не обоснованы. Люди боятся не смерти как таковой, а сопутствующих ей некоторых вещей. И в первую очередь правды, с которой они могут столкнутся. Если вы живете свою жизнь честно, проживая каждый момент настолько тотально насколько вы можете, не отказываясь от своего пути, то к моменту смерти вы подойдете также тотально, понимая, что пришло время распрощаться с этим миром. Однако же, если вы делали много некрасивых, плохих вещей, если вы предавали себя и других людей, если закрывали глаза на то, что должны были сделать, но не сделали, то вам будет очень страшно уходить из жизни. В первую очередь вы будете бояться ответить на следующий вопрос: «Как я прожил эту жизнь? Прожил ли я ее максимально как мог? Или из-за различных страхов я делал то, что не хотел и что шло вопреки моему внутреннему восприятию только потому, что боялся?»

Об этом же говорят и официальные религии, только другим языком: они говорят, что вы переходите в другой мир, где вам придется отвечать перед Богом, и вам будет воздаваться за ваши хорошие и плохие поступки. Однако же, в конце концов, двигаясь внутрь себя, вы понимаете, что никакого другого мира, как и какого-то отдельного от вас Бога, нет: всегда есть ваша реальность и ваше глубинное «я», и если хотите, то можете назвать его Богом. Если вы следуете ему, то все в порядке: находитесь ли вы в этом теле или в другом, это ничего в сущности не меняет. Сегодня вы женщина, а в следующей жизни мужчина, но если вы честно двигаетесь, то сегодня вы будете максимально проживать свою женскую часть, развивая и познавая свои женские качества, а в следующей жизни – мужскую, узнавая тотально свои мужские черты. В этой жизни вы познаете себя как подчиненного, проживая эту свою сторону, а в следующей вы становитесь руководителем, чтобы теперь соединиться и с другой частью происходящего.

Если мы учимся смотреть на мир более объемно, видеть его в комплексе, а не в разрозненных компонентах, то можем прожить множество своих ипостасей в течении одной жизни. Мы можем испытать разные свои проявления, вставая то с одной то с другой стороны ситуации. Но это возможно лишь в том случае, если мы отпускаем идею стремления к чему-то. Пока мы продолжаем стремиться к достижению чего-то в жизни, мы не можем быть достаточно открыты, чтобы проживать все то, что нам дается. Мы продолжаем цепляться за какие-то цели и намерения в будущем, и это блокирует нашу возможность раскрываться в настоящем моменте. Мы ищем какой-то реализации в будущем, не проживая настоящее и таким образом постоянно откладываем жизнь на потом. Нам все время кажется, что сейчас жить невозможно так как мы еще что-то не реализовали, но взрослея, мы понимаем, что жизнь так никогда и не наступает. Потому что сначала мы бежим к будущему, а потом сожалеем о прошлом.

Если мы следуем своему пути, не боясь проживать то, что приходит к нам – даже если волны чувств захлестывают нас, то в момент смерти мы также честно столкнемся и с этим своим состоянием. Даже если оно будет пугать, мы отнесемся к нему так же, как и к любому другому страху: если мы научились пропускать его через себя, не давая ему излишней значимости, то мы также сможем отпустить его и в момент ухода из этого мира, давая себе возможность покинуть тело, не цепляясь за него.

bougiesОшо говорит, что смерть это как смена лошадей на станции. Вы понимаете, что это тело уже устало, оно постарело, и ему нужно вернуться туда, откуда оно появилось – в землю, в то время как дух знает, что все равно не может умереть, и поэтому, если ему нужно будет следующее возрождение, он найдет себе новое тело для проживания следующих опытов на Земле. На протяжении жизни вы любите свое тело, заботитесь о нем, чистите его и ухаживаете– это ваш дом на 60-70-80 лет, и вы благодарны ему, что с его помощью можете существовать в этом мире, но вы всегда помните, что это не вы, а все-таки только ваш дом. Оно живет столько сколько ему отпущено, если мы своими неправильными поступками и мыслями не уменьшаем его продолжительность. Если у нас много программ самоуничтожения, то мы можем уйти из жизни раньше, но в любом случае у тела есть только определенный заряд энергии, данный ему родителями, и оно уйдет после того, как этот заряд закончится. Оно может протянуть немного больше, но это все равно будет всего лишь до следующей станции, где его придется оставить.

Провожая людей, которые уходят из жизни, очень важно не цепляться за них. Во-первых, своими слезами и страданиями мы мешаем людям уйти мирно. Людям и так непросто разотожествляться со всем тем, что они привыкли считать «собой», им и так непросто вспоминать кто они есть на самом деле, а еще когда вокруг умирающего человека находится армия плачущих родственников и друзей, они совсем теряются. Им сложно воспринимать уход отсюда правильно – ведь они видят слезы, страдания, все говорят, что они так рано уходят, что надо еще пожить, но пришел момент и где-то глубоко они знают, что так правильно.

Если это болезнь, то единственное, что действительно может вылечить человека – это его глубокое желание изменить ситуацию. На физическом уровне это должно быть желание жить, а на уровне духа – человек должен понимать, что есть возможность изменить ситуацию на эмоциональном, психологическом уровне. Потому что в конце концов, любая болезнь физического тела – это также и моральная болезнь. Насколько вам психологически нехорошо, настолько вам нехорошо и в вашем теле. Если у вас полно сил и энергии, то вы можете справиться с болезнью, как с физической так и с эмоциональной, но если вы чувствуете, что чтобы вы не делали, ничего не меняется, то наступает уныние, наступает нежелание жить. Поэтому первое, что нужно дать человеку, который болеет – это понимание, что ситуацию можно изменить. Если он примет это, то тогда можно продолжать работать и стараться ему помочь выбраться из болезни, если же нет, то попробовав все и использовав все возможные методы, нужно дать ему возможность уйти спокойно.

Я не один раз наблюдала такие ситуации, в которых долго болеющий человек покидал наконец-то свое тело в тот момент, когда ухаживающие за ним люди по каким-то причинам не могли быть с ним. Они потом очень корили себя, что недосмотрели, недоглядели и из-за этого человек умер. Но надо сказать, что это не всегда и не совсем правильное видение. Обычно эти люди уже давно хотят уйти из жизни, но другие люди продолжают поддерживать в них маленький язычок пламени, чтобы каким-то образом оставить их здесь. Иногда у человека уже нет нигде жизни в теле, оно даже может быть парализованным, но другой так любит его, что годами ухаживает за ним, оставляя его живым. Здесь есть, конечно, кармические задачи, и понятно, что если такая ситуация произошла, то с ней придется иметь дело, и разбираться с ней, но если человек умирает, то не надо себя корить –пришло время, насколько бы иногда нам не казалось это ровно наоборот. Тоже самое если рядом с вами находятся умирающие люди – родственники или друзья. Это лучший момент посмотреть в лицо смерти, а не прятаться от происходящего. Бежать от этого бесполезно – всем нам придется столкнуться с ней однажды, так уж лучше сделать это заранее- посмотреть на смерть напрямую, чтобы перестать ее бояться.

Итак, если человек умирает в тот момент пока вас нет, это совершенно необязательно говорит о том, что вы плохой человек или недостаточно были заботливыми. Например, дети могут переживать, что уехали, а его слабый родитель умер в этот момент, и теперь этот человек ругает себя. Но часто происходит следующее: если родители очень любят своих детей, и переживают за то, что их жизнь еще не устроена, например, то им очень страшно уходить. Они всегда считали, что если не они, то никто не позаботится об их детях, а уж после смерти точно никто не сможет их также любить. Это неправда, это очень ограниченное восприятие – жизнь намного мудрее и всегда позаботится о человеке. Но если дети рядом, к тому же если они очень расстроены, то уйти этим родителям, даже если пришло их время, очень сложно. Им может быть очень больно, может, они чувствуют, что у них нет больше сил бороться с болезнью, что они просто хотят отдохнуть, но не могут это сделать, потому что переживают за чувства своих близких. И когда те уходят, у них появляется возможность отпустить, выйти из тела, чтобы вернуться туда откуда мы все пришли.

imagesТакже я не один раз сталкивалась с мамами, которые не смогли пережить смерть ребенка: это, наверное, одна из самых тяжелых утрат. Но и в данном случае необходимо посмотреть по-другому на ситуацию. Работая с людьми я увидела, что женщины несут этот заряд печали и грусти в течение много лет, влияя негативно этими чувствами на следующих детей. Речь идет в том числе о выкидышах, особенно на больших сроках. Прорабатывая глубинные чувства печали и уныния, и доходя до их корней, в какой-то момент пришло понимание, что все эти дети не просто появились у этих мам, которые не могли их выносить. У каждого из этих малышей была своя задача и не нам решать почему так происходило. Ребенок уходит, и это также его выбор так мало прожить здесь (сейчас говорим о глубоких неосознанных слоях), и продолжать удерживать его уже много лет после его смерти неправильно ни как для мамы, ни для ушедшей души, ни для живущих детей. То есть, если был потерян ребенок, у него была определенная задача прожить так мало. Если же родители понимают, что что-то из их действий повлекло эту смерть, то надо задуматься об этом, и исправить то, что было сделано или помыслено неправильно, но при этом не брать на себя ответственность за чужую жизнь. Каждый, КАЖДЫЙ из нас, приходит со своими задачами, абсолютно каждое человеческое существо выбирает себе родителей согласно тому, что ему нужно реализовать, и мы не можем отвечать за это. Есть, без сомнения, внешний материальный уровень, где мы вступаем в материальные отношения друг с другом, и здесь мы заботимся о детях, стариках и больных людях, но тем не менее внутри мы должны быть всегда в контакте со своим источником, и принимать более глубоко течение вещей, даже иногда пока недоступное нашему пониманию.

Поэтому не стоит себя корить, если кто-то умер, и вы думаете, что это ваша вина. Если вы боялись и сбегали от человека, пока он болел, это другое дело – с этим вам еще придется разбираться, но если вы были честны с ним, то это совсем другое. Просто примите, что у него появилась возможность наконец – то уйти. Каждому известно, что когда человек уходит, ему уже не больно, больно тем, кто остается. Таким образом это уже проблемы живущих людей – работать со своими чувствами и пропускать волны печали, тоски и боль утраты. К тому же, отпуская эти чувства, мы помогаем уходящим людям спокойнее и безболезненнее уйти.

Для уходящего же человека самое важное –смотреть в свой страх. В первую очередь в страх неизвестности. Чем дальше в течение жизни он был от своего источника, или, можно сказать, от Бога, тем страшнее ему будет сталкиваться с смертью. Потому что, как было сказано в начале, в этот момент будет выплывать все то, что раньше было подавлено и отодвинуто. Если вы пришли в этот мир, чтобы стать архитектором, но в то время когда вы росли и выбирали профессию, это занятие было неприбыльным, или ваши родители сказали, что это плохая специальность, и вы стали успешным финансистом, то сейчас, перед смертью вам придется самому себе ответить на вопрос: «Зачем я всю жизнь потратил на то, что не являлось тем, что мне надо было сделать?» Вы сможете объяснить кому угодно – детям, родителям, друзьям – почему вы делали то, к чему не лежала ваша душа, но перед собой вы не сможете соврать. В последние моменты жизни, деньги, на которые вы опирались как на главный аргумент или богатый дом, или еще что-то, окажутся фикцией – они будут буквально растворяться у вас в руках – как бы вы не хотели, вы не сможете их унести с собой. Социальное положение, почет – все это вы не сможете забрать, но единственное, что останется у вас — это ваши вопрошающие глаза и ваше сердце, знающее правду: «Что вы сделали со своей жизнью?»

Ни один человек не сможет избежать этого. В религии это называется переход в царство Божие, но в сущности, это просто соприкосновение с самим собой. В религии нас пугают, что если мы не проживем свою жизнь ходя в церковь и читая молитвы, то после смерти нам будет плохо, и мы попадем в ад. Ну а если будем, то в рай. Но, конечно же, это просто определенный способ выражения мыслей. Иисус 2000 лет назад вряд ли как то по-другому мог донести до людей того уровня сознания, что в течение жизни нужно двигаться вместе со своими чувствами и ощущениями, не предавая себя. Тогда людям было понятен такой язык, что ад – это сковородки и черти, а рай – это сад и хорошая жизнь. Сейчас уже человек может понимать, что если в течение жизни он чувствует в себе больше, чем просто человеческое тело, если он двигается в соответствии с волей жизни, волей существования, то ему нечего бояться, что нет никакого рая и ада, что это уже все присутствует сейчас. О каком бОльшем аде мы можем сегодня говорить, оглядываясь по сторонам? Человек живет с нелюбимыми людьми, делает нелюбимую работу, болеет — какого еще ада можно бояться? Человек уже достаточно зрелый сегодня, чтобы понимать другой язык: ад и рай уже есть в настоящем моменте . И только он выбирает в чем жить – в аду или в раю. И эти понятия ничего не имеют общего с материальными выражениями. Это сонастроенность с Богом, с существованием в настоящем моменте. И если вы сонастроены, то начинаете понимать, что бояться в смерти нечего. Вы абсолютно честны перед собой и перед Богом. Вы шли, делая столько сколько могли, совершали ошибки, исправляли, не сбегали от ответственности, не сбегали от чувств – тогда что вас может пугать? Может быть, только новое состояние , так как мы не знаем — как это быть без тела, мы так привыкли считать, что мы и есть оно, что непонятно что останется, если его не будет. Поэтому с этой точки зрения лучше начинать работать над собой и двигаться внутрь себя как можно раньше, чтобы все больше разотожествляться со своим телом, жить в нем, но не считать, что это вы. В сущности, лучше изначально не уходить далеко от себя, тогда вы не будете совершать много ошибок – пока мы еще маленькие и открытые сердцем, мы всегда знаем, правильно ли мы действуем или нет. Тогда не будет страшно обернуться назад и соединиться с тем, кем мы действительно являемся.

В восточной традиции есть специальная техника помощи умирающим людям, Бардо. Когда человек уходит, с ним находится мастер, который ведет его каждый момент, не давая ему заснуть и потерять осознанность в этом уходе. Как это делал, например, Сократ, показавший как можно уходить осознанно. После принятия яда который ему дали, он описывал каждый момент своего ухода, говоря своим ученикам: «Ребята, вот сейчас смотрите что со мной происходит: ну что вы плачете? У меня ноги сейчас отказали, сейчас у меня поднялось онемение до колена, сейчас у меня уже до туловища дошло онемение, все отмирает. Но вот смотрите, я то продолжаю говорить, значит я не могу быть моими ногами, и не могу быть моими руками, если это все уходит, а я продолжаю с вами общаться. Посмотрите, что вы плачете и зачем? Не надо».

UnknownВот тоже самое дает эта техника: возможность с помощью мастера находиться в осознанности так долго, насколько можно. Уходить, осознавая, что происходит, не засыпая и не отключаясь от страха. Если происходит именно такой уход из жизни, то в следующей жизни можно родиться с совершенно другими ощущениями. Уходя максимально осознанно, в следующую жизнь вы приходите с другим чувством. Ошо говорил, что такая его неординарная жизнь была обусловлена в первую очередь тем, что умирая в предыдущей, он с любопытством смотрел вперед: интересно, думал он, а что будет дальше? И уже это изменило многое.

Но даже не используя никакие дополнительные техники, мы можем просто двигаться с жизнью, и наблюдать за смертью, происходящей здесь. В конце концов смерть происходит каждый момент: кто-то рождается, а кто-то в тот же момент умирает. Если так получилось, что вы сталкивались со смертью ранее или она где-то недалеко сейчас, если кто-то из близких вам людей уходит из жизни, то самое время перестать бежать от нее и найти смелость повернуться к ней лицом, рассмотреть ее, действительно ли она так страшна, или это призраки наших сновидений продолжают портить нашу жизнь. Познакомиться с ней, отнестись к ней как к необходимому элементу нашего существования, как к таинству и таким образом принять ее. Перестав бояться смотреть на смерть и бегать от нее, мы все больше познаем свою природу и не страшимся проживать жизнь согласно нашему направлению, а не внушаемым нам идеям других людей. Помня и имея ввиду тот факт, что в любой момент мы можем покинуть это тело, потому что никто не знает, что может произойти в следующую секунду, мы больше не можем предавать себя, делая вещи, которые идут вразрез с нашим сердцем и с нашим внутренним восприятием. И это совершенно меняет всю концепцию нашей жизни –зная, что вы можете умереть каждую секунду, какой еще страх может повлиять на вас отказаться от себя?

 

Оставьте свой комментарий

Анонсы

нужно ли кому то то, что делаешь? статья по психологии Нужно ли кому-то, что ты делаешь?

Нужно ли кому-то то, что ты…

Читать далее

обиды, статьи по психологии Как правильно прожить любую ситуацию выбора?

Жизнь человека состоит из постоянной череды…

Читать далее

Все статьи