Нужно ли кому-то, что ты делаешь?
Нужно ли кому-то то, что ты делаешь? Почему из сотен тысяч людей, предлагающих в сущности одно и то же, люди должны выбрать именно тебя?
Ты сидишь дома или едешь в машине и думаешь о том, что делом, которое тебя привлекает, занимаются уже так много людей, и ты навряд ли можешь предложить что-то настолько особенное, чтобы пришли именно к тебе. Иногда мысли касаются возможности материального вознаграждения, но очень часто они выходят за его пределы, и тебя куда больше волнует вопрос имеет ли ценность для общества в целом результат твоих действий. Чем сильнее ты развит, тем больше переживаешь и сомневаешься в необходимости того, что делаешь.
Особенно эти сомнения присущи человеку мыслящему с сильным внутренним критиком. Он смотрит по сторонам, видит много так называемого «творчества», низкого качества вещи и осуждает это. Он сердится на то, что в мире много плохо сделанного и хочет создать что-то совсем другое. Он ставит очень высокие требования другим и в особенности самому себе и не прощает ни малейшей неудачи. Больше всего ему не хочется стать таким, каким он видит тех, кого осуждает.
С одной стороны, хорошо, что его требования высоки — это говорит о том, что этот человек действительно растет и развивается. С другой стороны, он ставит себе такую планку, которую никогда невозможно достичь – внутренний критик всегда найдет изъян в том, что делает. И этот червячок будет создавать постоянную червоточину: «А ты уверен, что то, что ты делаешь — действительно нужно?» Это внутреннее сомнение будет убивать все, что рождается, изъедать и мучить. Каждый раз когда человек будет готов что-то произвести, «родить» что-то новое, это сомнение будет стопорить его, останавливать поток его энергии.
Скорее всего он будет следовать за внешними авторитетами, отдавая свои знания и силу им, не чувствуя себя способным произвести что-то свое. Он будет считать себя во многом лучше и умнее окружающих его людей, чувствовать себя недовольным и неудовлетворенным, однако останется в тени, не рискуя столкнуться с внешним и внутренним неодобрением. Потому что как только он начнет что-то производить под собственным именем, не прячась за чужие авторитеты, он столкнется с тем же самым недовольством, которое испытывал сам по отношению к другим дающим. Все его упреки и осуждения вернутся обратно. И теперь ему придется столкнуться внутри себя лицом к лицу с тем, кто так легко судил других. Как это – быть самому в центре осуждающих людей, смотреть в их невидящие и непонимающие глаза? Как это – проживать отверженность от тех, кто иногда еще просто не дорос до его уровня и поэтому не может понять смысл нарисованной картины или написанной книги?
Еще более тяжело станет оказаться между агрессивными, малообразованными людьми, считающих себя профессионалами в данном вопросе, плюющих ядом на тех, кому «посчастливилось» оказаться их мишенью. Не будем говорить обо всех тех, кто просто будет проходить мимо и из общего недовольства жизнью или сиюминутной агрессии и злости на весь мир, выливать внутреннюю грязь на то, что ты делаешь.
Особенно это сильным становится в век интернета и цифровых технологий. Удивительно, что обычно комментарии пишут не очень образованные люди, проводящие большую часть времени в бездумном поглощении информации. Часто они даже не понимают о чем идет речь и от этого еще больше злятся, так как сталкиваются с собственной глупостью и сердятся, что она была только что выявлена. Они же кричат с трибун на тех, кто что-то делает и готовы забить камнями тех, кто мыслит иначе чем они.
Нельзя не столкнуться с этой злостью и недовольством – слишком много присутствует этого в обществе. Бояться делать что-то из-за страха получить подобные комментарии – значит не дать выход собственной энергии и не позволить распуститься внутреннему цветку. Однако не у всех хватит стойкости взглянуть прямо в недовольные осуждающие глаза окружающих. В этом случае будет полезным поработать с самооценкой и посмотреть глубоко в свои взаимоотношения с внутренним критиком. Когда ты раздаешь оценки другим – думаешь ли о том, что это может быть обидным или ранящим для них? Задумаешься ли ты в этот момент о том, что твои суждения могут быть слишком резкими и вызванными просто твоим плохим настроением или неудовлетворенностью?
Посмотри: тот, кто выставляет продукт своего творчества, всегда рискует. Он показывает себя в уязвимости. Намного легче прикрыться авторитетами, потому что в этом случае все недовольство можно переправить на них, спрятавшись самому. Тот же, кто показывает себя таким какой он есть, всегда сталкивается как с позитивными, так и негативными откликами. Даже самые великие режиссеры время от времени создают посредственные фильмы, а признанные писатели, бывает, пишут средней руки произведения. Или как у одной женщины рождаются друг за другом красивые дети, а один получается отталкивающей внешности. Почему так происходит – это вопрос отдельной беседы, сейчас же задача заключается в смелости столкнуться с риском неудачи.
Это важная тема, над которой стоит задуматься, если ты чувствуешь, что что-то блокирует возможность выразить самого себя. Знай, что ты можешь потерпеть поражение даже если давно стоишь на пьедестале и под твои ноги кидают лепестки роз многочисленные поклонники. Тебя могут оставить одного и отвернуться даже самые верные почитатели. Ты столкнешься с одиночеством и ненужностью и горьким ощущением несправедливости и забытости. Все это стоит пройти, чтобы понять что это происходит снаружи и что это лишь волны человеческих чувств. Этого невозможно избежать. Поэтому надо найти смелость посмотреть прямо в эту несправедливость, принять и отпустить ее.
Следующая вещь с которой придется столкнуться, работая с вопросами самореализации – желанием отвергнуть самого себя после недовольных комментариев окружающих. Они могут быть так негативно заряженными, что ты почувствуешь свое ничтожество и ненужность. Критика может быть настолько разгромной, что ты проведешь последующие дни в прокручивании этих слов и закончишь выводом о ненужности твоего творчества. Однако и здесь нужно будет выстоять. Критика может быть полезной, поэтому в потоке недовольства надо вычленить здравое зерно, если оно, конечно, есть. Нужно увидеть указанный недостаток, и если ты считаешь нужным, исправить его. Я говорю «если ты считаешь нужным» потому, что иногда, как это ни странно, этот недостаток становится твоей оригинальностью, твоим неповторимым стилем. Сколько было загублено аутентичности только потому, что это считалось невстроенным в общие рамки. Сложно быть самим собой, но постоянно следуя то одним, то другим авторитетам в какой-то момент понимаешь, что ты все равно ни на кого не похож: Бог, как известно, не копирует, а творит, а значит, ты по определению не можешь быть кем-то, но лишь собой. Иногда твой стиль может быть настолько оригинальным, что будет сложно найти тех, кто пойдет рядом и оценит то, что ты создаешь.
Поэтому, возвращаясь к первоначальному вопросу, заданному в начале нашей беседы «нужно ли кому-то то, что делаешь», ответ будет прост:
-Да, если это искренне и честно, и нужно тебе.
-Нет, если ты чувствуешь, что то, что делаешь – фальшиво. Что ты копируешь окружающих и не делаешь того, что тебе действительно хочется.
Следовать себе – непростая работа. Особенно это тяжело переносится в начале пути, но эта стойкость всегда воздается сторицей. Обычно понимать это ты начинаешь лишь через года, когда большая часть твоих друзей и знакомых совсем завязли в каждодневной рутине, и ты вдруг осознаешь насколько благодарен себе, что рискнул. Что не сдался, что выстоял. Что смог. Что все еще впереди. Просто тебе нужно было время, но ты веришь себе. И тогда у тебя абсолютно все получится.
Читайте также Доверяйся себе. Следуй собственному ритму жизни.
Оставьте свой комментарий